Обществу для развития нужна интеллектуальная среда

В весьма интересных публикациях на страницах «СБ» анализируется роль философии и науки в развитии современного общества и человека...
В весьма интересных публикациях на страницах «СБ» анализируется роль философии и науки в развитии современного общества и человека. М.Вишневский рассматривает проблему актуальности философского знания и образования для современного человека. Б.Лепешко показывает актуальность философского знания в нашу прагматическую эпоху, справедливо указывая на то, что наличие критического мышления в обществе является источником осмысления последнего, а значит, и выбора верного пути его развития.

Несомненно, философия играет ключевую роль в становлении мышления личности, формировании ее мировоззрения, осмыслении ею реальности и, как следствие, изменении последней. Однако мне хотелось бы проблему поставить шире: рассмотреть в этом плане роль социально–гуманитарного знания.

Говоря о роли социально–гуманитарного знания для жизнедеятельности страны, приведу один показательный пример. Возьму на себя смелость утверждать, что одной из главных причин разрушения Советского Союза была катастрофическая отсталость социально–гуманитарного знания в той нашей стране. Советское общество было в значительной степени технократично. Естественнонаучное и техническое знания традиционно превалировали. Это привело, с одной стороны, к активному развитию науки и техники, но с другой — к отставанию в социально–гуманитарной сфере. В стране, в ее высшем руководстве не было глубокого осмысления и понимания не только законов развития современного им социального бытия, но и нужд и потребностей современного человека. Провозглашался лозунг «Всё для человека, всё во имя человека», но человек постоянно ощущал дефицит многих благ, которые уже в то время могли и должны были быть ему доступны в соответствии с существующим уровнем научно–технического развития общества. Обращая свои взоры в сторону развитых стран, он видел разницу в уровнях потребления этих благ. Отсутствие возможности что–либо изменить приводило общество в состояние социальной апатии, порождало скептические настроения по отношению к власти.


Иная ситуация была в развитых странах, прежде всего в Европе, где социально–гуманитарное знание ушло далеко вперед как в фундаментальном, так и в прикладном аспектах. Это позволило получить существенно более значимый эффект в различных сферах личностной и социальной жизни: системе управления обществом, организации социальной жизни, экономике, политической сфере, в сфере организации личной жизни граждан, реализации потребностей личности и др.

Мы же готовили хороших инженеров, у нас были отличные физики и математики, довольно крепкие производственники. Но, по большому счету, мы не можем похвалиться мировыми именами в области социальной философии, социологии, политологии, социального управления, социальной психологии, экономики и многих других современных социальных наук. Некоторых из этих наук у нас просто не существовало.

Что же это такое — социально–гуманитарное знание? Это знание о человеке и обществе, об их организации и жизнедеятельности, их развитии. Фактически это знание о самом ценном, что у нас есть (кроме Бога, конечно, для тех, кто в него верит), — о человеческой жизни.

Если общество не будет обладать основами этих знаний, то оно потеряет жизненную среду для понимания и реализации социальных идей, а значит, потеряет и потенциал своего развития.

Обществу для развития нужна эта живительная, развивающаяся интеллектуальная среда. Следует согласиться с Б.Лепешко, что «...общество должно думать, рассуждать, спорить, должно соглашаться с наличием взаимоисключающих взглядов...» Причем думать, спорить, искать истину на необходимом уровне качества, иметь соответствующую подготовку, которую может обеспечить только соответствующее социально–гуманитарное образование, или, как говорит Б.Лепешко, — «школа мышления».

Поскольку это система, то для ее эффективного функционирования каждый из ее элементов должен быть полноценным. Это означает, что в достаточной степени развитыми должны быть и наука, и практика, и образование. О проблемах социально–гуманитарного образования в нашей стране сказано много. Это проблемы его статуса, роли и места в системе образования специалиста, структуры, содержания, практической реализации. Не всегда у нас комплексно и последовательно решаются эти проблемы. Над их решением надо работать совместно обществу, специалистам от образования и науки, управленцам, для того чтобы выработать отвечающую потребностям современного общества и современного человека образовательную систему. Но это уже тема для другого разговора.

Александр КУИШ, старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter