Репортаж со съемок документального кино на ОНТ

Обратный отсчет истории

Репортаж со съемок документального кино на ОНТ
Ранним утром у художественной галереи Михаила Савицкого оживленно: из подъехавших автомобилей выбираются господа в цилиндрах и с бакенбардами, бравые военные в форме Российской империи, еще дореволюционной, выгружаются осветительная аппаратура и кофры с реквизитом. Сегодня творческая команда «Мастерской Владимира Бокуна» будет снимать здесь очередной документальный фильм для проекта «Обратный отсчет» на телеканале ОНТ. О коррупции в XIX веке. Похоже, вечная тема.



Галерея Савицкого для постановочных съемок исторического плана используется нередко: здесь хватает прекрасных интерьеров для небольших сцен, причем иной раз даже в одной комнате — перейти из угла в угол, и вот уже кабинет крупного чиновника сменяется более скромной конторкой его подчиненного. Впрочем, садиться на музейную мебель актерам категорически запрещается — да, кино это кино, но к культурным ценностям документалисты относятся бережно.

Директор съемочной группы Наталья Иванова говорит, что на подготовку к съемкам 26–минутного фильма уходит неделя:

— Реквизит появляется разными путями: есть знакомые коллекционеры, которые с нами сотрудничают и предоставляют подлинные антикварные вещи, есть стилизованные вещи, изготовленные специально для съемок. Например, папку с орлом, которую в этом фильме губернатору подает управляющий госимуществом, изготовил наш художник–постановщик. Деньги печатаем, документы — тоже.

Никакого криминала, речь идет, конечно же, о бутафории — «купюрах» и бумагах, которые создаются специально для кино. Разве же можно на съемках теребить в руках архивные подлинники? Потому нужные «бумаги» представляют собой копии. К тому же это для нас документ XVIII или XIX века — вещь историческая, а для героев фильма — вполне современная, только что собственноручно исписанная бумажка!

«Вот тут у нас документ из Пинской губернии, а это — из Виленской епархии, будьте добры освоить», — перед съемками актеров знакомят с содержимым папки: чтобы не запутаться перед камерой, нужно запомнить, как именно выглядит какая бумага.

Пишут, между прочим, настоящими чинеными перьями — красивыми, пышными, специально подготовленными для письма. Правда, в чернильницу наливают обычную канцелярскую тушь, какой пользуются чертежники: найти пригодные для письма чернила в наше время нелегко. Письменный прибор на столе минского губернатора в фильме как раз антикварный, только чернильница заменена на современную, стеклянную: если разобьется или испачкается — не жаль. Писать чернилами даже специальной ручкой — дело нелегкое, а уж перьями!.. Актеры учатся этому на ходу, потому приходится периодически оттирать руки, а директору съемочной группы — убирать неэстетичные потеки с чернильницы.

К историческим съемкам в документальных фильмах привлекают не звезд, а актеров массовки, тех, кто обычно бежит в атаку с криками «ура», вальсирует на балах, изображает публику в театре и что еще придет в голову режиссерам. По сравнению с большим кино здесь сниматься легче, признают сами бойцы киношного фронта. Атмосфера гораздо спокойнее, опять же, красивые костюмы — так что исторические персонажи с удовольствием снимают друг друга на смартфон.

Перед съемками режиссер Владимир Луцкий терпеливо наставляет непрофессиональных артистов — как держаться, как смотреть, что делать, куда положить локоть, наклониться: «Научись подавать папку, вот так, с поклоном», Книгу листайте осторожно, она настоящая!», «Николай, поработай пером, полистай бумаги, привыкни. И выпрями спину, ты же губернатор, человек высшего общества!» Николай Кулишов же, как назло, норовит то сесть, развалясь, то сползти по стулу вниз.

Пока актер окунает перо в чернильницу, художник по гриму Любовь Терехова взбивает его бакенбарды (по виду и не скажешь, что накладные, смотрятся, будто свои), потом ловит другого персонажа: «Где же это ты так разрушился?» — припудривает лицо, поправляет прическу. Даром что кино не «большое», что артисты — любители, не имеющие специального образования, а в кадре все должно смотреться естественно, и халтурить никто не будет.

Массовку следует уважать, говорит мне Наталья Иванова:

— Это удивительные люди, которые способны сделать все, что угодно. Они будут часами бегать в сапогах на 2 размера больше или лежать где–нибудь в поле в 30–градусную жару... Могут целый день ждать, чтобы потом пробыть перед камерой 2 — 3 минуты. Массовка — это адский труд.

Актер массовки Николай Бурбовский, красующийся в светлом рединготе и цилиндре, объясняет:

— Когда зрители смотрят фильм, им кажется, что все так просто! И совсем другое дело, когда побываешь на съемочной площадке. Деньги массовке платят небольшие, но сам процесс затягивает, люди интересные, разные, кого только не встретишь. Со мной как–то снималась дама — в первый раз попробовала, очень устала. Клялась, что больше никогда ее никто на съемки не уговорит. И что? Через какое–то время встречаю ее в массовке уже в другой картине: «Вы знаете, я поняла, что без этого больше не могу!»

Проект «Обратный отсчет» рассказывает о самых неисследованных, неизвестных широкому кругу моментах в истории Беларуси. Можно не сомневаться, рано или поздно документалисты доберутся до самых шокирующих фактов.

Смотрите «Обратный отсчет» на телеканале ОНТ по понедельникам в 18.20.

Советская Белоруссия № 81 (24711). Четверг, 30 апреля 2015

ovsepyan@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter