Как простой парень из Слуцка создал уникальный двигатель ракеты «Восток» и попал в историю

Обратная сторона Луны

Стоя у громадной модели ракеты «Восток» возле Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге, удивляешься: как простому слуцкому парню Семену Косбергу, сыну кузнеца-кустаря, удалось создать настоящее чудо техники — двигатель третьей ступени, чтобы запустить на орбиту такую махину?! А когда я прошлась по экспозиции музея, убедилась, что этот гениальный ученый оставил еще более глубокий след в космонавтике СССР. Например, без него бы мы никогда не увидели обратную сторону Луны...

В музее много удивительных экспонатов: спутники, луноходы, аппараты для исследования Венеры...
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

В музее космонавтики много удивительных экспонатов: спутники, луноходы, аппараты для исследования Венеры и модель МКС. Рассматриваю глобус Луны и нахожу Море Дождя, Океан Бурь и... Кратер Косберга. В нескольких шагах от глобуса уникальный экспонат — 7 миллиграммов лунного грунта. Он был доставлен на Землю более полувека назад аппаратами «Луна-16» и «Луна-24». И здесь, конечно же, не обошлось без Косберга и его уникального двигателя.

Семен Ариевич родился в 1903‑м в Слуцке в большой еврейской семье. Он был старшим сыном, поэтому и помощь в кузнечном деле отцу ложилась на его плечи. К любви к металлу позже добавилась и страсть к учебе: сначала он постигал знания в слуцкой гимназии, которая, кстати, по сей день принимает учеников, а позже пошел в местное коммерческое училище.

Образование пришлось прервать из-за революции, что не смутило Семена: когда все успокоилось, он записался на вечерние курсы и получил полное среднее образование.

Юность у гениального конструктора тоже была непростой: в 1925‑м отправился служить в Красную армию, затем трудился на фабрике слесарем. И только спустя пару лет поступил в Ленинградский политехнический институт, где и понял, что его призвание — быть конструктором летательных аппаратов. Перевелся в Московский авиационный институт, позже по распределению отправился в Центральный институт авиационного моторостроения, где прошел огромный профессиональный путь и создал целый ряд изобретений для авиационных моторов.

Но в 1950 — 1960‑х человечество грезило полетами на Луну. И самым большим достижением того времени был запуск двухступенчатой ракеты-носителя, которая успешно вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это, к слову, дело рук Сергея Королева, который также имеет белорусские корни — его отец родом из Могилева.

Так, наверное, звезды сошлись, что два технических гения объединили силы в покорении космоса. С февраля 1958‑го началась работа королевского ОКБ-1, занимавшегося камерой сгорания, и косбергского 154‑го. В 1959‑м они создали уникальный двигатель — РД-0105, который мог развивать вторую космическую скорость. Благодаря ему ракеты смогли не только достигнуть поверхности Луны, но еще облететь и сфотографировать ее обратную сторону.

— Когда Королев решил заняться этим, его многие коллеги отговаривали. Считалось, что Луна покрыта огромным слоем пыли, — рассказывает научный сотрудник музея космонавтики Надежда Павлишак. — Переживали советские ученые, дескать, аппарат утонет в ней и исследования сорвутся. Королев настоял, что Луна твердая, и оказался прав. Первые победы были за СССР — отправился аппарат «Луна-1». Уже второй аппарат совершил жесткую посадку и разбился, а третий аппарат и сделал легендарное фото. Следующим громким шагом была «Луна-9», которая совершила мягкую посадку и стала первым искусственным спутником Луны. Так начались масштабные ее исследования. Кстати, аппараты СССР за все экспедиции добыли 330 грамм лунного грунта.

После этого и появился кратер Косберга, а у самого конструктора — Ленинская премия и докторская степень. А затем началась работа над двигателем третьей ступени. ОКБ Семена Ариевича разрабатывало его более года. И 12 апреля 1961‑го весь мир смог увидеть грандиозный успех. Очевидцы рассказывали, что после старта ракеты с первым человеком на борту сотни глаз были прикованы к Косбергу. А когда Юрий Гагарин произнес: «Косберг сработал!» — конструктор даже подпрыгнул на месте и широко улыбнулся.

Советник Кеннеди позже признался, что американцы, услышав слова советского космонавта, были в полном недоумении. Им и в голову не пришло, что речь о конструкторе, они судорожно пытались понять, что же это за аппарат такой под названием Косберг.
Кстати, в калужском музее имени К. Э. Циолковского можно и без двигателя третьей ступени выйти на орбиту: побывать в макете МКС, ознакомиться с бытом и снаряжением космонавтов, постоять рядом со спутниками, прикоснуться к самым редким видам космических аппаратов.
А главное — увидеть далекие планеты так близко, как не может позволить себе ни один телескоп. Это возможно благодаря новому комплексу «Интерактивная планета», где в небольшом зале на сферическом экране раскрываются все секреты Вселенной. Во многом благодаря гениальному сыну кузнеца из белорусского Слуцка космос стал ближе.

К СЛОВУ

Совместные пресс-туры белорусских и российских СМИ давно вошли в практику диалога двух стран. Ядром недавнего визита, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и медиагруппой «Россия сегодня», стал экспертно-медийный форум «Промышленное и научно-технологическое сотрудничество России и Беларуси. Наука. Космос. Образование». Одним из пунктов его программы стало посещение старейшего промышленного предприятия России: Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры, основанной в 1718 году по указу Петра I. Располагается она в знаменитой усадьбе Гончаровых.

krush@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter