Обратная сторона Луны

На днях председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать провел «прямую линию» в Бобруйске и соседних районах Могилевской области...

На днях председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать провел «прямую линию» в Бобруйске и соседних районах Могилевской области. Половина поступивших жалоб касалась работы жилищно–коммунального хозяйства. А несколько ранее, на подобном мероприятии Гомельского облисполкома, претензии к коммунальникам составили 80 процентов обращений!


Если конкретно, люди предъявляли претензии к содержанию жилья, качеству и продолжительности его капитального ремонта, стоимости коммунальных услуг. Дом и его состояние — вот что оказалось главным, поскольку в немалой степени определяют и здоровье, и семейное благополучие, и, наконец, семейный бюджет. Это и стало темой очередного заседания коллегии КГК. Которой, как водится, предшествовала проверка состояния дел по всей стране.


Картина нерадостная. Ее живописуют как факты вопиющие и нарушения системные, так и многочисленные «мелочи».


Например, УП «Несвижкое ЖКХ» в 2009 году купило восемь импортных насосов, стоимость которых в 6 (шесть!) раз превышала цену официального дилера. В данном случае не столь важно, чьи деньги были столь щедро переплачены: деньги жильцов, которыми они оплачивают услуги коммунальников, или бюджетные средства. Деньги были чужие! Государство, между прочим, в 2008 году направило на финансирование жилищно–коммунального хозяйства более 3 триллионов рублей!


Еще пример вопиющего свойства. Акт осмотра пяти жилых домов по улице Первомайской в Жлобине, подписанный местными коммунальниками, констатирует состояние системы горячего водоснабжения как «удовлетворительное». В реальности же эти дома вовсе не обеспечены инженерными сетями. Здесь в принципе нет горячей воды!


Ну а факты бесконечного капитального ремонта, который по очереди, годами, ведут разные подрядчики, приводились во множестве. Самый экзотический: именно после долгого капремонта в доме потекла крыша и затопило подвал.


Среди системных дефектов коммунального хозяйства названо массовое завышение себестоимости услуг и нецелевое расходование средств. Это значит, что жильцы оплачивают работы, которые никто не произвел, или материалы, которые не использовались. Происходит это отчасти и по той причине, что они полностью устранены от контроля за ходом работ или приемкой. Что предъявляют к оплате, за то и платят. Нехитрые махинации позволяют коммунальникам еще и бюджетные субсидии получать. На бедность, так сказать. Между прочим, почти повсеместно выявлены непомерно раздутые штаты коммунальных начальников разного уровня. В ЖРЭО Ленинского района Минска доля руководителей и специалистов составляет 22,5 процента, а в ЖРЭО № 2 Фрунзенского района — почти четверть всего персонала.


Нерациональной и громоздкой была признана и вся структура управления жилкомхозом. Вопрос был поставлен даже так: а нужно ли нам Министерство жилищно–коммунального хозяйства в его нынешнем виде? Поскольку, как оказалось, оно занимается лишь «нормотворчеством», но реально ни за что не отвечает и не имеет действенных рычагов влияния на коммунальные структуры.


Вице–премьер Виктор Буря резюмировал итоги коллегии кратко: «Так работать нельзя!» В ближайшее время предложения КГК, касающиеся отрасли, поступят в Правительство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter