Госконтроль проанализировал статистику обращений граждан

Обращайтесь, вас непременно услышат

В Комитете государственного контроля проанализировали статистику обращений за первые шесть месяцев 2105 года и сопоставили с прежними данными. Вывод напрашивается сам собой: мы стали меньше жаловаться. При этом меняется и качество обращений, их тематика. Почему это происходит? Знать ответ не только любопытно, но и важно. Ответ может показать, сколь успешно государственные органы решают житейские проблемы граждан, насколько эффективно работают в обществе механизмы саморегуляции. О статистике и проблематике жалоб, стоящих за ними социальных процессах корреспондент «СБ» беседует с начальником отдела по работе с обращениями граждан КГК Галиной Еремцовой. 

Галина Еремцова
Галина Еремцова

— Галина Андреевна, нельзя ли начать с цифр, которые в данном случае весьма красноречивы?

— В первом полугодии число письменных и устных обращений граждан и юридических лиц из всех регионов страны в центральный аппарат Комитета госконтроля сократилось с 2.572 до 2.079 — на 19 процентов. Из Брестской области их поступило на 31 процент меньше, из Витебской — на 24, Гомельской — на 6, Гродненской — на 17, Минской — на 16, Могилевской — на 27, из Минска — на 19. При этом заметно, на 37,8 процента, снизилось количество обращений по коммунально–бытовым вопросам, на 32,4 — по жилищным, на 19,1 — по проблемам деятельности предприятий и организаций...

— Если это тенденция, то чем ее можно объяснить?

— По требованию Президента местные руководители стали каждую субботу проводить прямые телефонные линии, которые сняли немалую часть забот именно с контролирующих органов. Местные власти сами принимают меры. Опять–таки по поручению Президента проводим совместные мероприятия, например, с органами прокуратуры: те же выездные приемы и «прямые линии», встречи с трудовыми коллективами. Итоги регулярно рассматриваем на коллегиях, затем направляем в облисполкомы информацию о проблемах, которые граждане поднимают... По результатам их обращений в органы КГК за полгода к различным видам ответственности привлечены 262 руководителя, 11 освобождены от должностей, возбуждено 2 уголовных дела...

Лишь три примера: совместно с прокуратурой Минской области проведена проверка управления капитального строительства Миноблисполкома и Пуховичского райисполкома; совместно с Минским облисполкомом изучена работа с обращениями граждан и юридических лиц в Минском и Логойском райисполкомах; проведен мониторинг Горецкого райисполкома Могилевской области и его отделов на предмет соблюдения порядка административных процедур... По итогам последнего пять руководителей привлечены к дисциплинарной ответственности и один — к административной.

В стране действует достаточно эффективный инструментарий, который создавался с единственной целью: решать житейские проблемы людей. Ведь как выглядит рядовой выездной прием специалиста госконтроля... Граждане заранее извещаются через прессу, телевидение, объявления в самых многолюдных местах. Приему обязательно предшествует прямая телефонная линия для тех, кто по каким–то причинам не сможет приехать. Присутствуют, как правило, председатель райисполкома и его заместители, нередко — прокурор. При них наш специалист дает посетителю необходимые разъяснения. Если он не удовлетворен, если вопрос спорный — даются поручения этому либо вышестоящему органу власти, отраслевому министерству. Если случай сложный, забираем для рассмотрения по существу у себя.

— И что же продолжает людей беспокоить?

— Поступившие к нам обращения распределились следующим образом. Деятельности предприятий и организаций касались 20,7 процента, жилищных вопросов и приватизации жилых помещений — 17,2, коммунально–бытовых проблем — 16,7, вопросов труда и заработной платы — 6,1... Характерно, что меньше всего обращений, 4,9 процента, касалось деятельности исполнительных органов.

Тематика обращений в комитеты госконтроля областей разнится не намного. Подчеркну, что количество обращений по коммунально–бытовым вопросам сократилось на 37,8 процента!

— Но известно же, что главная, уставная задача госконтроля — обеспечение экономической безопасности государства... При чем тут вообще коммунальные проблемы?

— Люди, очевидно, воспринимают нас как «народный контроль», еще в советском понимании. Жалуются на темноту в подъезде, яму во дворе, проблемы с трудоустройством... Некоторые так и говорят: «Вы обязаны разобраться, вы же народный контроль!» Так и делаем. К сожалению, некоторые проблемы решаются только после обращения к нам. Так произошло в Новогрудке, где было восстановлено освещение в подъезде дома на улице Интернациональной; в Бобруйске, где строители недобросовестно отремонтировали стыки стеновых панелей... Практически половина обращений по жилищным вопросам касается приватизации жилых помещений. Вмешиваемся, хотя ни Указ Президента № 524 о приватизации жилых помещений, ни Жилищный кодекс не относят эти вопросы к компетенции госконтроля.

Запомнился случай с жителем деревни Буда Головчицкая Наровлянского района Гомельской области, которому предложили уплатить за приватизацию почти полмиллиарда рублей! Соответствующее поручение было дано райисполкому, областному управлению образования, к которому относился жилфонд... Под нашим контролем был произведен перерасчет. В итоге стоимость приватизации жилья уменьшилась вчетверо.

Хозяйству «Мотневичи–Агро» и Чечерскому райисполкому Гомельской области хватило 17 дней для подготовки документов и передачи в собственность жилого помещения жительнице района, чей вопрос рассматривался с 2006 года! Учитывая число жалоб по поводу приватизации и системные ошибки при проведении расчетов стоимости жилья или просто волокиту, облисполкому было предложено провести учебу, а к виновным принять меры дисциплинарного воздействия.

— Какие документы обязывают местную власть исполнять ваши предложения или поручения?

— Закон! Об обращениях граждан и юридических лиц. Указ Президента № 498, который содержит исчерпывающий перечень государственных органов, ответственных за рассмотрение насущных вопросов граждан. Кто и за что отвечает — все четко прописано. Это, наконец, закон о местном управлении и самоуправлении, где также очерчена сфера полномочий исполнительных органов. Мы не приказываем — мы твердо напоминаем.

— Но люди–то продолжают жаловаться в госконтроль! Почему?

— Кто–то из местных начальников надеется на авось. Что человеку надоест, что замолчит... Но повторю: в последнее время качество работы местных исполнительных органов улучшилось. Еще два года назад принимать положительное решение приходилось по каждому четвертому обращению. Сейчас этого требует в среднем лишь одно из шести...

— Какова специфика обращений в департамент финансовых расследований?

— Это прежде всего орган уголовного преследования. Сюда обращаются по поводу лжепредпринимательства, ухода от налогов, имущественных махинаций...

Всего же за полгода в органы финансовых расследований поступило 1.402 письменных и 435 устных обращений. В иные государственные органы направлены 329. Замечу, что обращения в электронном виде тоже обязательны к рассмотрению, и граждане все более активно к ним прибегают. За весь 2014 год поступило 652 таких обращения, а за шесть месяцев 2015–го — 556. Напомню, что закон требует указывать и место жительства, чтобы при разбирательстве можно было найти гражданина. Некоторые указывают только электронный адрес. Такие послания мы можем оставить без рассмотрения.

— Из более чем двух тысяч обращений в центральный аппарат КГК лишь по восьми переписка была прекращена. Доля мизерная, и все же: что это за категория?

— Закон позволяет прекращать переписку, если гражданин уже обращался, ему даны исчерпывающие ответы и каких–либо новых доводов он не привел. Кто–то не согласен с размером пенсии, хотя ее неоднократно проверяли и расчеты человеку предъявляли. Кто–то обращается по поводу ремонта жилого фонда, текущего или капитального. Но если дом не включен в годовую программу, если на ремонт не предусмотрены средства, отремонтировать его сверх плана практически невозможно. Иначе денег не хватит на другой дом. Кто–то требует улучшения жилищных условий. Он стоит на учете нуждающихся, очередь не подошла. Но все же настаивает на предоставлении арендного жилья либо льготного кредита.

Другие пытаются с помощью госконтроля выиграть спор, который может быть разрешен только в суде. Некоторые так и пишут: в суд не пойду, там пошлину заплатить надо. Кто–то, уже получив на руки судебное решение, с которым не согласен, обращается в госконтроль. Дескать, проверьте. Комитет госконтроля не вправе подменять собой суд и даже давать оценку его решениям.

— Судя по статистике, число обращений от минчан и жителей Минской области сокращается не так заметно, как, например, в Брестской или Могилевской областях... Здесь хуже работает власть? Или у граждан завышенные требования?

— Не думаю. Требования у них обычные, нормальные. Работая с обращениями граждан уже 18 лет, скорее могу предположить, что минчане более настойчивы. Поскольку более активны, лучше знают законы и понимают, что можно и нужно сделать. И хотя это усложнит нам работу, подобной настойчивости, активности и правовой осведомленности хочу пожелать всем.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 139 (24769). Пятница, 24 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter