Обожглись на молоке

Из–за сложностей в мировой экономике конкурировать на внешнем рынке продовольствия стало сложно как никогда: покупают только самое лучшее и по самой выгодной цене

«Разбирайте свое молоко, никому оно не нужно! — крикнул на всю улицу водитель молоковоза, заехав в деревню Дяговичи Кричевского района. — Какая–то хозяйка опять напортачила, лечила корову антибиотиками. Теперь вот с завода всю партию вернули!»


Сельчане хмуро заполняли забракованным продуктом фляги, бидоны и ведра, понуро разбредались по хатам...


Такую картину сейчас можно наблюдать чуть ли не в каждом районе. Возврат молока целой деревне — нынешним летом не редкость. Вместо переработки на творог, сметану и масло оно идет на корм скоту. Заводы лишаются сырья, а крестьяне — денег. Но у проблемы есть объективные причины.


Из–за сложностей в мировой экономике конкурировать на внешнем рынке продовольствия стало сложно как никогда: покупают только самое лучшее и по самой выгодной цене. В итоге требования к качеству сырья, в данном случае — молока, резко возросли.


...На окраине Дрибина, именуемой Старый Дрибин, коров держат через одного. И пенсионеры, и люди трудоспособного возраста, и дачники. За последнее время молоко местным сдатчикам возвращали дважды. В первый раз — из–за повышенной кислотности, во второй — из–за наличия в нем антибиотиков.


77–летней Антонине Жекановой, которая живет в доме № 26 по улице Стародрибинской, тоже недавно вернули молоко. Ей, 42 года отработавшей дояркой и знающей все о том, каким оно должно быть, обидно вдвойне.


— Я даже заплакала, — огорчается пенсионерка. — Мое–то молоко хорошее, 4,2 процента жирности. Всегда чистое. А из–за чьей–то недобросовестности с «Бабушкиной крынки» завернули весь молоковоз. Пришлось молочко свиньям отдать.


Пенсионерка Валентина Петрушина с улицы Комсомольской как вспоминает эту ситуацию, сразу расстраивается:


— И деньги, и нервы потеряли. «Возврат», конечно, не пропал: перетопила на творог, отдала цыплятам. Но осадок в душе остался... Это ж кто–то из наших местных хозяек всем навредил.


— Будут возвращать молоко до тех пор, пока все не научатся работать без обмана, — подытожила еще одна жительница Старого Дрибина Людмила Усова. — Так что если и обижаться, то только на самих себя.


Молокосдатчики рассказали мне, что их недобросовестные «коллеги», бывало, совсем стыд и совесть теряли. Не доедят дети молочный суп — сольют его в бидон с молоком для сдачи. А в нем потом макароны плавают...


После разговора с хозяйками я заглянула в лабораторию пригородного сельскохозяйственного производственного кооператива «Дрибин», где делается анализ всего поступающего молока — и с ферм хозяйства, и от населения.


— Сырье исследуется на кислотность, жирность, белок, плотность, чистоту, — посвятила меня в секреты профессии лаборант Алла Веренкова. — К сожалению, мы не берем пробы молока от населения на наличие антибиотиков — реактивы дорогие. Поэтому иногда только на молокозаводах могут определить, что сырье некачественное.


Требования к нему сейчас строгие. В молоке, понятное дело, не должно быть механических примесей. Они появляются, если корова грязная, неухоженная, если перед дойкой у нее не вымыто вымя. То же самое будет, если доярка не процедит свой «товар». При низкой плотности молоко считается «фальсифицированным», разбавленным. Соматические клетки будут присутствовать в молоке от нездоровой, ослабленной коровы. Антибиотики появляются в сырье, если животное недавно лечили и не выдержали период ожидания: в первые дни после лечения молоко сдавать нельзя. Но в погоне за прибылью некоторые это правило игнорируют.


— Мы знаем всех недобропорядочных сдатчиков, продукцию с их подворий анализируем особенно тщательно, — лаборант показывает мне журнал с записями. — Случалось, возвращали молоко кому–то одному из сельчан. А вот чтобы всю партию забраковали — не припомню. Такое только молокозаводы делают.


На перерабатывающих предприятиях и не скрывают, что требования нынче жесткие как никогда.


— Не может быть один продукт двух стандартов — для хозяйств и для населения, — предупреждает заместитель директора по сырью ОАО «Бабушкина крынка» Нонна Тарасенко. — Требования к качеству сырья будут только возрастать. Сельчане, если хотят зарабатывать деньги на молоке, должны выполнять все условия. Молочные предприятия сейчас активно борются за продвижение собственной марки на рынках. Мы кормим людей, на нас лежит огромная ответственность. К тому же мы заинтересованы в новых покупателях. Поэтому качество продукции — на первом месте. Это должны понять хозяева подворий.


Сегодня ни для кого не секрет, что качество молока, принятого от населения, оставляет желать лучшего. Поэтому на заводах его принимают и хранят отдельно от сырья, которое поставляют сельскохозяйственные предприятия. Из молока, закупленного с подворий, больше не делают ни сметаны, ни сыров — только казеин для технических нужд.


Такой подход вполне оправдан. Ежегодно производство молока в стране увеличивается. Значит, продуктов из него производится все больше. На внутреннем рынке продать можно от силы половину этого объема. Остальное надо везти за пределы страны, где конкуренция год от года жестче. Поэтому хозяева каждого подворья должны усвоить, что рыночные правила написаны и для них.

 

Компетентно


Сергей Запрудский, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Дрибинского райисполкома:


— Молоко населения сегодня анализируется по всем показателям так же тщательно, как и молоко с молочнотоварных ферм. Поэтому и население, и хозяйства сегодня должны очень серьезно относиться к качеству сырья. Брак не пройдет!


Олег Маслак, заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома:


— Мы будем по–прежнему принимать все качественное молоко у населения. Но повторяю, только качественное. Решением облисполкома определены три отдельных пункта приема сборного молока — в Дрибине, Костюковичах и Кличевском районе. Сейчас они оборудуются. В каждом районе области созданы комиссии по качеству молока, возглавляемые главными ветврачами районов. Надо иметь в виду, что после лечения коров антибиотиками период ожидания, когда молоко нельзя сдавать, длится от 7 до 21 дня. Если кто–то не знает, какой препарат сколько дней действует, нужно проконсультироваться в райветстанции.

 

На снимках:

Алла Веренкова;

Антонина Жеканова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter