Обет молчания нарушен

Беларусь и Евросоюз начали обсуждать вопросы, которые долгие годы создавали препятствия торговле и инвестициям...

Беларусь и Евросоюз начали обсуждать вопросы, которые долгие годы создавали препятствия торговле и инвестициям. Молокозаводы, мясокомбинаты и птицефабрики, которые хотят видеть свой товар на европейском прилавке, пригласили инспекторов из ЕС убедиться в качестве своей продукции. Наши дипломаты впервые за последнее время предметно обсуждают вступление Беларуси в ВТО с коллегами из Брюсселя, от которых в этом вопросе зависит если не все, то многое. На повестке дня также — выделение кредита...


Европейский союз на сегодняшний день является вторым торговым партнером Беларуси (на первом месте бессменно Россия). Причем на западном направлении белорусские товары в последние годы продвигались даже быстрее, чем на восточном. С 2004 года, когда в ЕС вступили наши соседи — Польша, Литва, Латвия, — товарооборот с этой организацией увеличился почти в три раза, а с Россией за это же время — в два. Но, что поразительно, если Минск и Москва строили Союзное государство, важнейшим измерением которого была экономика, то с Брюсселем на эту тему не было практически никакого разговора. На днях, образно говоря, обет молчания был нарушен: Беларусь посетил довольно высокопоставленный чиновник Еврокомиссии, заместитель руководителя Генерального директората по торговле Петер Балаш.


В последние два года интересы Минска и Брюсселя, которые до этого расходились, все чаще стали совпадать. Создание Таможенного союза Беларусью, Казахстаном и Россией также заставило ЕС более внимательно посмотреть на соседа с востока, от которого будет зависеть принятие решений в этой организации. Одно — иметь дело с рынком в 10 миллионов человек, и совсем другое — выход на рынок в 180 миллионов.


В Минске дипломаты подробно рассказали о том, какие дополнительные возможности откроются перед европейскими компаниями, пожелавшими работать с Беларусью. Судя по переговорам, которые теперь регулярно проходят в резиденции Президента и в Правительстве, сами бизнесмены это прекрасно понимают. По приблизительным подсчетам, в год белорусы на полтора миллиарда долларов покупают автомобилей из Европы — новых и подержанных. Даже для огромного ЕС это большая цифра.


Таможенный союз становится дополнительным аргументом белорусской дипломатии в переговорах с Евросоюзом. Сейчас Минск может более настойчиво требовать от Евросоюза снижения таможенных пошлин на свои товары и отмены архаичных квот, которые существенно сдерживают нашу торговлю.


Таким же пережитком можно считать и исключение Беларуси из системы преференций ЕС, которая распространяется практически на все страны мира. Ежегодные потери наших предприятий МИД оценивает в 300 миллионов долларов. Петер Балаш считает, что наша страна «может создать все необходимые условия для возобновления подобного режима».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter