Рынок труда в тисках парадоксов: почему в дефеците обыкновенные водители

Обещаем: скучно не будет

В минской городской службе занятости сегодня зарегистрированы почти три тысячи безработных...

Рынок труда в тисках парадоксов. Казалось бы, жить да радоваться: в начале года уровень безработицы упал до исторического минимума — 0,5 процента от экономически активного населения. А на каждом столбе — веер объявлений «требуются!» И что ни год, список «дефицитных» специальностей пополняется. Строители–отделочники, сварщики, медсестры, продавцы, уборщицы... В Минске к ним в последнее время добавились водители, причем не общественного транспорта, а самые обыкновенные, категории «В». Они нынче нужны городу почти на треть острее, чем каменщики, и вдвое больше, чем работники торговых точек. Вакансий — более тысячи! А ведь теоретически и супернавыков здесь не требуется: только за прошлый год водителей автомобиля у нас подготовлено около 130 тысяч, и зарплату обещают вполне ничего — в среднем 4 — 6 миллионов рублей. Отчего же тогда работодатель ищет, да все никак не найдет?


В минской городской службе занятости сегодня зарегистрированы почти три тысячи безработных. У большинства водительские права есть наверняка. Так в чем же дело? Звоню по первому объявлению. Обязанности: развоз воды. От водителя нужны знание города и отсутствие вредных привычек. Возраст — желательно старше 23 лет (ограничения, кстати, в большинстве объявлений, преимущественно — от 20 до 45 лет, не старше!). Зарплата — 6 миллионов. Но на первых же секундах разговора мне дают от ворот поворот: «Простите, рассматриваем только мужчин». Ладно, чего уж там. Вот только вакансия уже вторую неделю висит.


Объявление номер два. И снова требуется водитель, правда, со своим автомобилем, что, к слову, не редкость. Но многие ли захотят эксплуатировать собственную машину? Впрочем, у большей части соискателей личного транспорта просто–напросто нет. Так список претендентов сокращается автоматически. Остальные пункты не слишком отличаются: стаж работы по профилю два года обязателен, деньги обещают неплохие — от 7 миллионов в месяц, предпочтительно мужчина. По очередному объявлению, где готовы предоставить также общежитие, интересуюсь: неужели нет кандидатов? На той стороне провода специалист по кадрам Виктор явно смущен: «Ну почему же? Хватает. Только многие и пару дней испытательного срока не выдерживают: то с перегаром на работу заявятся, то машину зацепят, то за транспортом вообще не следят — бросил где попало и пошел себе домой». В другой частной фирме уже тоже не с одним работником попрощались, причина банальна — перепродавали топливо...


Среди водителей особая каста — персональные. Зарплата достойная: есть объявления с 10 — 12 миллионами рублей. Еще и список бонусов в придачу: хорошая машина, оплата сотовой связи. Но и требования соответствующие: автомобиль нужно содержать в чистоте, записей о нарушениях в талоне быть не должно, как опять же и вредных привычек. Причем снова берут только мужчин, говорят, так спокойнее.


К слову, обратившись по нескольким десяткам объявлений, заметила еще одну тенденцию: немало фирм от водителей требуют не просто умения крутить руль и переключать коробку передач, но и знать устройство машины, как сделать минимальный ремонт. А для многих вчерашних выпускников автошкол это проблема нешуточная. Теорию вызубрили, практику кое–как усвоили, а вот что такое коленчатый вал или форсунка и как поменять тормозные колодки? Тут как в песенке про Антошку: «Это мы не проходили, это нам не задавали...»


Надо отдать должное и многим работодателям. Опытных водителей не просто ищут — их заманивают. Во–первых, приличной зарплатой, во–вторых, оптимистичными слоганами вроде «Обещаем, скучно не будет», «Нашей команде не хватает настоящего бойца» или «С нами точно повезет!». К слову, в Минтруда и соцзащиты подтвердили: около 80 процентов вакансий рабочих специальностей, в том числе и водителей, ориентированы на мужской труд. При этом и лицо у безработицы теперь отнюдь не женское, ведь доля зарегистрированных в службе занятости дам заметно меньше.


В кадровых агентствах ситуация своя. Специалист по подбору кадров Ирина Самойловская говорит, что на должность водителей резюме приносят редко. А вот с просьбами подобрать шофера время от времени обращаются. Например, водителя для женщины или водителя–женщину. К таким кандидатам требования особенные: приятная внешность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже успешное прохождение курсов экстремального вождения. Еще один популярный пункт — некурящий. Вот с этим, признают в агентствах, нередко возникают сложности. Как, впрочем, и со стажем. Чем солиднее компания и выше зарплата, тем внимательнее к опыту работы кандидата присматриваются. Ирина описывает типичную ситуацию: «Человек сел за руль, как говорится, едва научившись ходить, в любой машине чувствует себя уверенно, в аварии ни разу не попадал, один лишь нюанс — стаж не зафиксирован в трудовой книжке. В итоге на работу с высокой зарплатой его не берут. Верить на слово сегодня никто не готов». Среди таких «водителей в поиске» и Михаил Петрашевский. В свои 25 за рулем он уже 8 лет: «Все как–то по договору подряда работал, деньги получал неплохие, плюс частным извозом занимался. А сейчас наткнулся на объявление крупной компании, решил устроиться официально. Но раз стаж (нужно 6 — 8 лет) не зафиксирован в документах, мне отказали».


Вывод напрашивается в общем–то один: с водителями ситуация примерно такая же, как с программистами. Речь не о зарплате: у «айтишников» она, конечно, повыше будет. Дело в качестве кадров: работников вроде как много, а настоящих профессионалов, с которыми готовы подписать контракт, — негусто.


Цифры «СБ»


На 1 мая безработными в службах занятости страны числились 25,8 тысячи человек. Причем во всех областях количество вакансий в 1,5 — 3 раза больше, чем соискателей, а в Минске — в 13,6 раза (!): на 1,9 тысячи безработных условно приходится почти 26 тысяч вакансий.

 

Советская Белоруссия №103 (24240). Пятница, 7 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter