Предполагаю: концепция создания национальных, независимых коммуникационных сетей подвергнется массовому скепсису. И аргументы будут приводиться вполне логичные и объективные. Во-первых, разработка любых приложений с достойным внимания пользователей функционалом стоит дорого. Во-вторых, современные гаджеты и их программное обеспечение устроены таким образом, чтобы не допускать чужое программное обеспечение на свои устройства. Тот же Apple находится в состоянии вечных исков и на родине, в США, и в ЕС о злоупотреблениях вразрез антимонопольному законодательству. Кстати, к глобальным поисковым ресурсам это тоже относится. В-третьих, окупаемость приложений (любой направленности) возможна только при их глобальном масштабировании. Эксперты ссылаются на Google, FaceBook и даже российские Yandex и Telegram, которые тоже являются транснациональными компаниями, хотя и зарождались в России.
Не буду спорить. Хотя эти тезисы и требуют некоторого пересмотра исходя из духа времени. Прежде всего наметился тренд на количественный рост информационно-коммуникационных ресурсов. Даже в США, на родине крупных технологических компаний, уже вызывает жгучее раздражение монополия (если не де-юре, то де-факто) ряда компаний. После долгой и, прямо скажем, не совсем победоносной борьбы Дональда Трампа с владельцами социальных сетей, миллиардер-политик решил создать собственный аналог. Возможно, у него даже получится. По крайней мере, деньги на проект он найдет однозначно. Засилье существующих игроков раздражает определенные финансовые круги. И они готовы поддержать своими инвестициями информационную борьбу, которая разгорается не только в глобальном, но и в корпоративном мире. Другой вопрос, что на пути к владению своим информационным инструментом Трамп может столкнуться с исключительно политическим и лоббистским давлением. Впрочем, пускай американцы сами разбираются со своими проблемами.
Дело в другом: трек мирового информационного пространства отходит от принципов глобализации и переходит к фрагментации. И велика вероятность, что этот тренд не временный, а долгосрочный.
Впрочем, зависимость успешности и окупаемости бизнеса от степени его масштабирования уже не является совершенно однозначной. Не стоит забывать, что крупные технологические компании достигли своего мегапроцветания в пик глобализации, когда все в мире мерялось по лекалам финансово-экономической эффективности. Но сегодня мир живет совершенно в другой парадигме. И принципиальным вопросом уже являются не деньги сами по себе. Ключевым фактором становится безопасность. На всех уровнях: региональном, национальном, корпоративном, личном. Сами по себе деньги (как это ни прозвучит неожиданно крамольно) уже не безусловная ценность. Таковой они становятся лишь в том случае, если есть возможность их не только заработать, но и защитить.
К чему веду: исходя из новой реальности (о ней много говорят, но большинство продолжает жить по старым, хорошо выученным алгоритмам), необходимо пересмотреть свои оценки вещей и процессов. Всего несколько лет назад гаджеты и приложения рассматривались как бизнес. И глобальные игроки на этом поле воспринимались исключительно как коммерсанты. Да, они могли играть не совсем честно, добросовестно, не отличаться честностью и щепетильностью, стараться выжать из пользователей разными неявными способами по максимуму… Но по своей сути эти компании (по крайней мере, так представлялось) являлись всего лишь бизнесом, у которого одна безудержная цель — заработать побольше денег.
При расширении информационно-психологического противостояния эти корпорации уже перестают являться чисто коммерческими структурами. Фактически-то они производят информационно-психологическое оружие. И если приложения — оружие, то совершенно логично обладать собственными разработками и производством. И экономика тогда начинает просчитываться совершенно по другим формулам.
В этом разрезе национальная социальная сеть, маркетплейс, мессенджеры представляются вполне приемлемыми для вложения средств. С точки зрения национальной безопасности. Благо компетенции в стране есть. Не стоит забывать и еще про один важный момент с экономическим эффектом. Цифровизация с зарубежным компьютерным кодом так или иначе, но продвигает чужие коммерческие интересы среди наших пользователей. Рекламирует импортные товары, услуги, идеи. По каким причинам так получается — отдельная тема для разговора.
Но в любом случае чужие информационно-коммуникационные системы работают на своих коллег по бизнесу на родине. Национальные приложения могли бы ориентироваться на продвижение интересов отечественного реального сектора, в чем он кровно заинтересован. Соответственно, вполне мог бы через какие-то инструменты и финансово поддержать такие проекты.Несомненно, достижение коммуникационной независимости и безопасности — вопрос стратегии. Его не решить за месяц-другой. По большому счету, даже за год-два. Это долгоиграющая история. Но, как мне видится, именно по этой причине ей надо начинать заниматься уже сейчас.
volchkov@sb.by