Об архитектурной репутации

Большинство гостей, хоккейных болельщиков и туристов увезли из Минска исключительно восторженные впечатления...

Большинство гостей, хоккейных болельщиков и туристов увезли из Минска исключительно восторженные впечатления. Мы, его жители, вправе смотреть на свой город более критичным взглядом. Это право тем более есть у тех, кто много лет назад определял облик нашей столицы, и тех, кто формирует его сейчас. Статья «Ломать не строить» архитектора, лауреата Государственной премии Леонтия Зданевича, опубликованная в начале февраля, породила среди его коллег дискуссию, которая велась на страницах «СБ». Соавторы статьи, которая сегодня завершает заочную полемику, настаивают, что деструктивным фактором может быть и новое строительство. Разрушив всего-навсего вид, перспективу, рукотворный ландшафт, можно лишить город его изюминки, главной ценности. Как?


Борис Юртин был руководителем творческого коллектива института «Минскпроект», который разрабатывал проект Слепянской водно–зеленой системы. Архитекторы прокладывали на ватмане — чтобы мы сегодня любовались! — русло рукотворной артерии, которая идет от Цнянского водохранилища, перетекает проспект Независимости, огибает Национальную библиотеку, сосновый массив в районе Степянки и ботанический сад, уходя далее в Серебрянку. Они прорисовали это русло и будущие ландшафты еще в 80–х, когда до начала строительства библиотеки было почти 20 лет! И уже тогда продумывали обрамление этой архитектурной доминанты: ограняли алмаз, вид на который должен был открываться издали, за километры. Между рукотворной рекой и улицей Филимонова полагалось быть только паркам, деревьям и лужайкам. Но уже сейчас здание увидишь не с каждой точки: его заслоняют несоизмеримые по архитектурному качеству объекты. В одном месте это многоэтажные жилые дома, вознесшиеся буквально на берегу и даже повторяющие его изгиб, в другом — двухэтажный ресторан... Что нас ждет дальше и что делать — об этом рассуждают маститые архитекторы.


Критикуя советскую эпоху, мы не должны забывать, что в те времена реализовывались серьезные, долговременные проекты, целью которых было не получение быстрой прибыли, а социальные перспективы, создание качественной жизненной среды для будущих поколений. Сегодня мы почти не осознаем той величайшей ценности (соизмеримой с каналами — для Венеции, с водными артериями, причалами и портами — для Гамбурга), которую представляет водная система для Минска. Мы воспринимаем ее как нерукотворную данность и перестали беречь, охранять и развивать.


Вилейско–Минская водная система была построена в 1968 — 1976 годах. Решив для города главную задачу — технического водоснабжения минского промузла и сохранения подземной артезианской воды для питья — она создала благоприятные условия для решения градостроительных, архитектурно–пространственных и ландшафтно–экологических проблем. С приходом вилейской воды на Свислочи сформировался семиступенчатый каскад водохранилищ. Обогатился ландшафт Минска, оздоровился его воздух, в городской черте появились условия для отдыха жителей. Этот водный каскад стал главной композиционной осью Минского водно–зеленого диаметра, который развивается вдоль проспекта Победителей и образует своеобразный «крест», пересекаясь с проспектом Независимости.


Другим важным элементом архитектурно–ландшафтной структуры города стало водно–парковое полукольцо, созданное на основе обводненного притока Свислочи — Слепянки и проложенное через центры новых жилых районов, от Зеленого Луга до Чижовки. Оно придало городу своеобразие и особый лирический характер, а каждому из районов индивидуальный облик. Строительство Слепянской водной системы было завершено в 1988 году. В результате в северо–восточной части Минска появилось водно–парковое полукольцо протяженностью 22,5 км с 14 декоративными каскадами.


Вилейско–Минская система получила всеобщее признание в Советском Союзе и далеко за его пределами — как уникальное достижение в градостроительной практике. За архитектурно–ландшафтные комплексы северо–восточных районов Минска в 1989 году была присуждена Государственная премия СССР, система вошла в состав Всемирной энциклопедии архитектуры, изданной в Нью–Йорке в 2000 году. Двадцатипятилетний период эксплуатации наглядно показал, сколь важна ее градоформирующая роль, какое благотворное влияние она оказывает на экологическую обстановку и эстетику городской среды в целом.


Но затем, увы, хронический дефицит финансирования привел к интенсивному ее разрушению практически на всей протяженности. Деформация участков набережных и каскадов, сползание грунта, заиливание и зарастание водорослями, деградация прибрежных территорий становятся угрожающими. Но самый значительный и, к сожалению, непоправимый урон Вилейско–Минской системе нанесен буквально за несколько последних лет, когда входящие в водоохранную зону территории отдавались под застройку. На берегах возводились случайные объекты, при этом уникальная архитектурно–ландшафтная городская среда разрушалась.


...Несколько примеров. Группа жилых домов с подземными гаражами и административными помещениями в районе улиц Парниковой и Филимонова вторглась в водоохранную зону Слепянской системы с нарушением градостроительных норм застройки. Жилой комплекс «Аквамарин» позиционируется как объект премиум–класса и активно рекламируется. Кто–то получит комфортное жилье и офисы, но в ущерб большинству горожан, ради которых и строился водный диаметр. Удивляет, как такой объект был согласован и получил разрешение на строительство.

 


«Многофункциональный ресторанный комплекс в парке общегородского значения в районе проспекта Независимости по ул. Филимонова — Ф.Скорины» (так он именуется в паспорте объекта) — пример столь же вопиющий. Заказчик, ИЧСУП «АзНеман–М», разместил комплекс на территории парка, вблизи Национальной библиотеки и Слепянской водной системы — без учета сложившейся и перспективной градостроительной ситуации. Здесь ли место многофункциональному ресторану, к тому же закрывающему вид со стороны будущего парка на библиотеку, объект культурного наследия народа?


Наглядно демонстрирует, какой ущерб наносит водно–зеленому диаметру и строящийся рядом т.н. «гостинично–спортивный комплекс» под Ждановичами. Он, по нашему мнению, тоже разрушает гармонию ландшафтной среды и к тому же закрывает обзор достопримечательности со стороны проспекта на протяженном участке. Это безусловная градостроительная ошибка.


Сейчас уже немногие знают о канале водного слалома, или второй выпуск воды из Заславского водохранилища, который был создан по рекомендации ученых. Он играл важную экологическую роль в улучшении водообмена водохранилища. На перепаде высот, образующих быстроток, была создана первая в стране искусственная трасса водного слалома, подобие горной реки, привлекавшая и отдыхающих горожан, и спортсменов. Сегодня этот красивый, экологически важный гидротехнический объект не действует и разрушается.


Подобных примеров можно привести много.


В чем причина? Их немало. Безответственность, административный непрофессионализм, порожденная инвестиционными условиями вседозволенность инвесторов. С одной стороны, нет средств на ремонт набережной в центре Минска, с другой — находятся большие деньги на рестораны и жилые комплексы премиум–класса.


Факт, что Вилейско–Минской водной системе и прилегающим ландшафтным территориям нанесен непоправимый урон, но и спасти можно немало. Что делать? Ясно, что надо действовать. Для начала, думается, — провести вневедомственный анализ порочной практики застройки прилегающих к системе территорий. Затем, возможно, принять законодательные меры, предусматривающие ответственность за содержание, эксплуатацию и дальнейшее развитие системы и прилегающих к ней территорий. При этом явно не обойтись без комплексного проекта и расчетов средств долевого участия — горисполкома, застройщиков, потребителей водных ресурсов и сервисного обслуживания...


Как минимум надо осознать, что это наше всеобщее национальное достояние, в немалой степени делающее Минск городом уникальным, неповторимым. Если не принять неотложных мер, то в ближайшей перспективе о водно–зеленом диаметре и водно–парковом кольце как об уникальном градостроительном достижении можно будет забыть, и Минск станет заурядным городом, каких в Европе десятки, а в Азии — сотни. Не хочется верить, что это произойдет.


Борис ЮРТИН, лауреат Государственной премии СССР, Михаил ПИРОГОВ, заслуженный архитектор БССР, лауреат Государственной премии Беларуси и премии Совета Министров СССР.

 

Советская Белоруссия №103 (24486). Среда, 4 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter