О том, что легло на душу

Люди и время глазами Леонида ЕКЕЛЯ

Это был тот самый случай, когда под лавиной впечатлений теряешь свою колею и оказываешься почти в тупиковой ситуации. Хочется рассказать обо всем, но это невозможно. Беспристрастно зафиксировать достижения «Белкоммунмаша» — не мой стиль. Показать личность, а через нее все, что вызывает гордость и восхищение, — и тут осечка. Мой собеседник согласия на то не давал. И я решил: что легло на душу — о том и поведаю...


Едва Владимир Михайлович Король, генеральный директор «Белкоммунмаша», переступил порог заводоуправления, как на вахте ему доложили, что за ночную смену сделано четыре троллейбуса. А ведь всего два года назад 10 троллейбусов завод выпускал за месяц... Поднимаемся на второй этаж. В коридоре — ни души. Тишина и за дверями кабинетов. Семь часов утра. «Давайте посмотрим, с чего начинается Родина», — предлагает Владимир Михайлович. И в его глазах, в которые однажды заглянуло весеннее небо да так и осталось там, вспыхнули веселые огоньки. Я почувствовал в моем герое человека, азартно влюбленного в свое дело. Такие люди подобны глубокому колодцу с родниковой чистотой и свежестью. А глубина притягивает... У Владимира Короля походка легкая, спортивная. Еле успеваю за ним. Через две минуты мы уже были на производстве. Зашли в цех заготовки. «Самый грязный. Самый холодный. Таким цех был. Теперь здесь работать можно — порядок навели. Но, кроме порядка, нужен еще комфорт. Сделаем...» Пока я размышлял, почему именно с этого цеха Король начал обход «своих владений», Владимир Михайлович подошел к рабочему. Поздоровался. «Ну как у тебя дома?» «Все в порядке, Владимир Михайлович. Спасибо вам огромное. И жена вам благодарна». Идем дальше. Могучее дыхание завода заполнило все пространство. Владимир Михайлович наклоняется ко мне: «Вижу, ходит парень чернее ночи. Поговорили по душам. Женился он. У супруги — двое детей. Получилась полная семья. В квартире родителей жилплощади хватает, а жить нельзя: пьянки, скандалы. Дали малосемейку. Решили судьбу семьи...» «Ну вот, слово произнесено: семья. Это начало начал Родины, — подумалось мне. — А дальше — семья заводская. И завод, как родной дом. Формула известная, но за годы смуты и тяжких испытаний ее почти забыли. А тут...» «Забота о людях, дух коллектива, которому по силам любые поставленные задачи, — это основа бережливого производства, — словно угадав, о чем я думаю, объясняет Владимир Михайлович. — А дух коллектива — гордость за свой завод. За имя «рабочий человек». За продукцию, способную конкурировать на мировом уровне. Самые талантливые, самые счастливые идеи не принесут успеха, если ими не овладеет множество людей. Если их не воспримут, как свои собственные. Да, современные технологии. Да, научный подход. Да, инвестиции. Но люди — прежде всего».


А рабочий день, достигнув нужного напряжения, давал ровный, уверенный накал. Не было нервозности, пустой суеты и простоев. Подчиняясь скорости ритма, люди работали по–настоящему. И каждый делал максимум возможного. Мы переходили из цеха в цех, и Владимир Михайлович давал на ходу пояснения: «У рабочего не традиционное место, а пост. Определенную операцию выполняет слаженная, прекрасно сработанная между собой группа профессионалов. Здесь «я» стало «мы». Они знают: чем больше сделают, тем выше их зарплата. Время личных рекордов ушло в прошлое»... «Машины мы выпускаем небольшими партиями. И у каждой партии есть свои отличия. Пожелания заказчика для нас закон. Продукцию сдаем точно в срок и с первого предъявления»... «Мода на лозунги прошла. Но наш лозунг — «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится» — не для красного словца. Вся наша продукция не навязывается потребителю, а «вытягивается» со стороны заказчика. На склад мы не работаем. А портфель заказов, между прочим, забит до отказа»...


Есть руководители, которые даже не пытаются скрыть, что люди для них — всего лишь средство в достижении цели. Пусть и самой благородной. Король в людях видит только людей. Он в них верит, умеет их слушать и доверять им. В ответ — волна уважения. Ее ощущаешь почти физически... В 7.30 — планерка. В запасе несколько минут. Надо полагать, что во время обхода от глаз генерального не ускользнула ни одна существенная деталь. Если, конечно, цель только в этом...


— Ваш осмотр, как подъем флага на крейсере, — делюсь своим наблюдением.


— Что–то вроде этого, — улыбнулся Владимир Михайлович и тут же погасил улыбку. — Мне приходится быть на глазах сотен и сотен людей. И по тому, как я с ними здороваюсь, какое у меня настроение, люди делают вывод о положении дел на заводе. Как–то прошелся по цехам, будучи чем–то сильно озабоченным. И тут же молнией пронеслось: «На заводе что–то случилось — у директора плохое настроение». Руководитель не только словами, но и своим видом должен внушать людям уверенность и в сегодняшнем дне, и в завтрашнем. Ведь все это отражается на работе.


Один известный публицист утверждал, что заводы подобны людям. Они рождаются, учатся, достигают зрелости, а потом наступает пора старения. 35 лет — возраст что надо! (Кстати, средний возраст рабочих «Белкоммунмаша» — 30 лет.) Так вот, в свои 35 завод достиг полного расцвета. Он молод, красив, богат и знаменит. Из элементарной ремонтной базы «рогатых» машин «Белкоммунмаш» стал не просто лидером, а законодателем моды в производстве городского электрического транспорта. Белорусские троллейбусы и трамваи колесят по улицам городов 32 регионов России. От Калининграда до Владивостока. Пошли они «в люди» и в странах дальнего зарубежья. Первый минский троллейбус выехал из ворот БКМ (так иностранцы называют «Белкоммунмаш») в начале 1995 года. Он почти ничем не отличался от своего «папаши» — воспетого в песнях синего ЗиУ. Традиционное реостатное управление тяговым двигателем. Привычные внешние формы. Обыкновенный салон. Но уже через год БКМ выпускает машину второго поколения. Существенно изменилась система управления. И это дало экономию электроэнергии на 30 процентов. А еще через год на свет появился троллейбус третьего поколения. Прекрасные технические характеристики. Повышенная вместительность и комфортность. Низкий пол. Радующий глаза внешний вид. В новый век БКМ вступал новой машиной, которая обгоняла время.


Весной 2007 года московской делегации (Москва — самый стабильный, самый надежный и самый крупный заказчик белорусских троллейбусов и трамваев) на БКМ показали снимки необычного троллейбуса. «И через сколько лет эта машина будущего станет настоящим?» — спросили москвичи у генерального директора. «Через полгода», — ответил Владимир Король. Москвичи переглянулись между собой: такое возможно в мире фантастики... Через полгода снимки ожили и превратились в троллейбус четвертого поколения. На международной выставке в Москве «Интеравто–2007» посетители не могли отвести от него глаз. Все в нем вызывало восхищение. Красота, изящество и грациозность внешности. Простор и комфортабельность салона, снабженного системой климат–контроля. Кабина водителя с электронным экраном, куда выводят показания 14 процессоров, управляющих всеми системами троллейбуса. Имеется даже так называемый «черный ящик». При необходимости «рога» можно убрать. Специальная аккумуляторная система обеспечит машине ход до 5 километров. В минувшем году БКМ начал серийный выпуск троллейбусов четвертого поколения. Город Ковров Владимирской области первым увидел троллейбус четвертого поколения на своих улицах. На московской выставке «Общественный транспорт–2009» белорусский троллейбус признан победителем в номинации «Подвижной состав» и награжден дипломом. Большой интерес у Москвы вызвал новый скоростной трамвай. Три секции, низкие полы, бесшумность, скорость до 120 км/час — все, как в трамваях знаменитых фирм Германии, Франции, Канады. Но есть белорусская изюминка. Благодаря автономному источнику питания машина может двигаться без проводов несколько километров. Такого трамвая нет во всем мире!


БКМ — непотопляемый «Титаник». Даже столкнувшись с таким айсбергом, как мировой финансовый кризис, он не пошел ко дну. Более того: в минувшем году коллектив завода увеличился на 700 человек. 62 предприятия Беларуси работают на БКМ.


Нет ничего печальнее упущенных возможностей и потерянного времени. БКМ может увидеть и спрогнозировать то, что будет не завтра, а через год или два. БКМ умеет обгонять время.


Фото Александра ЕЛИСЕЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter