Молодежь откликнулась на Достоевского
— Ивана, новость о вашей награде получила широкий резонанс в СМИ Сербии и Беларуси…— Ваш Президент на протяжении долгих лет является для многих народов символом непоколебимости. Приехать из Сербии и приблизиться на сцене к такому человеку, который является исторической фигурой, и пожать его руку имеет великое значение и весомость и для меня лично, но также и для моего народа. Быть награжденной за популяризацию славянской культуры именно Александром Лукашенко, который дольше всех стоит на обороне наших славянских ценностей, тех ценностей, которые, по сути, и станут началом рождающегося на наших глазах нового мира, — это для меня высшая награда.
— Поставленный вами «Идиот» стал лауреатом VII Национальной театральной премии Беларуси в номинации «Лучший спектакль театра драмы», получил Гран-при XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь», вы получили орден «Звезда Достоевского»…
— Началось все с того, что белорусская молодежь овациями приветствует посылы князя Мышкина в нашем спектакле. А он говорит нам, что «красота спасет мир», что «нам нельзя стоять на коленях перед западной цивилизацией, а нам нужен отпор! Потому что они все продали за деньги, потому что к своему мечу добавили ложь, пронырство, обман и злодейство. Потому что они антихриста проповедуют». Публика поняла, что это пророчество Достоевского глубоко касается всех нас.
За возможность донести до зрителя клич Достоевского я благодарю прежде всего министра культуры Анатолия Маркевича — он первый почувствовал, как молодежь нуждается именно в таком герое, как князь Мышкин. Счастье приехать в город, в котором существует уникальный актерский ансамбль театра имени Горького. Я запомнила, как его художественный руководитель Сергей Ковальчик ночью перед премьерой был готов помогать монтировщикам на сцене, чтобы все в его театре было идеально. Только именно так — когда каждый человек отдает всего себя, мы можем понять, в чем по-настоящему нуждается наша молодежь.
В нынешнюю эпоху отчуждения всем нам нужны глубокие человеческие отношения. Они всегда в театре были чудом, а сегодня тем более. Успех спектакля «Идиот» доказал, что каждой молодой генерации хочется разговора на вечные темы. В соприкосновении с ценностями, которые как крепость вытерпели ненастье веков, зрители становятся более крепкими, озаренными, могучими.
— Ивана, как вам работалось с белорусскими актерами?
— Я очень благодарна князю Мышкину — Андрею Сенькину — за его чистый смех. За духовную ношу, которую он поднял. За улыбку Аглаи, «сияющую как заря», Ольги Здярской. За угрожающий смех Рогожина в исполнении артиста Алексея Качана, которого я назвала белорусским Марлоном Брандо. А Руслан Чернецкий вдохновил меня на то, чтобы добавить в инсценировку роль Достоевского. Слезы Настасьи Филипповны — Вероники Пляшкевич — и ее соперницы Аглаи мне кажутся прекраснее самого красивого водопада. При этом не надо дорогих авиабилетов, ведь в центре Минска дарят вам настоящие приключения ваши актеры.
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Сцена из спектакля: Алексей Качан (Рогожин) и Андрей Сенькин (князь Мышкин).
«Не веришь — тонешь!»
— Каково ваше режиссерское кредо?— Человек искусства преодолевает духовную пропасть, желает перевести зрителей на другую сторону, дать им руку, улыбку, ступеньки к небу… В необъятном пространстве Достоевского человеческие души движутся, как небесные тела, как планеты и звезды. Только так ты можешь выстраивать театральное пространство, похожее на космическое... Я писала в своей книге о театре, что «искусство — это жизнь, чье время измеряется в тишине биением сердца»; что «в театральном оке записана история человеческой души»; что «сцена — укрытие от бесконечности»; что «в театре Любовь притягивает зрителя силой своей гравитации»; что «зрелище — чудное существо с сотнями глаз…». Любое движение артиста на сцене для меня — это почти то же самое, что идти по воде: веришь полной душой в то, что делаешь, — ты ходишь по воде! Не веришь — тонешь!
«Тогда убивали тело, сейчас — душу»
— До таких тонких вещей я не дошла бы без глубокого влияния моего отца великого режиссера Стево Жигона — первоначального творца нашего спектакля. Папа ставил и у Товстоногова, который даже ночевал у нас дома, ставил в Малом театре. То, насколько Стево значим для мирового театра, больше всех понял великий человек и артист Николай Бурляев. Он первым из всех актеров и режиссеров России наградил моего отца медалью Николая Мордвинова. Вручал ему эту награду Никита Михалков.У меня дома я создала три архива: один посвящен отцу, другой — маме, югославской кинодиве Елене Жигон, третий прадедушке — Митру Мартиновичу, премьер-министру Черногории, который считаетсая главным инициатором Балканских войн за освобождение Косово и Метохии. Он, 90-летний, дождался Красной армии в 1945 году в Белграде, обнял советского воина и сказал: «Я вас жду уже 200 лет...»
— А что вы себе сказали, когда получали награду в Минске?
— 9 января, в день именин святого Стефана, я чувствовала, что мой отец Стево очень гордился бы наградой, полученной от самого уважаемого для него Президента. Как выживший узник немецкого концлагеря Дахау, в котором мой отец провел три года, он редко плакал. Тем более я помню момент, как отец заплакал, когда мы с ним смотрели по телевизору в новостях, как Президент Александр Лукашенко во время бомбежки НАТО навещал Белград и больницу с ранеными детьми. Отец Стево Жигон был визионером. Отрывки его интервью сегодня набирают сотни тысяч просмотров. Он говорил еще в 1990-х годах: «То, что я пережил в гитлеровском концлагере Дахау, — это детский сад по сравнению с тем, что вашему поколению планирует новый мировой порядок. А новый мировой порядок — это последняя стадия капитализма. Только боюсь, чтобы он не стал последней стадией человечества». Сейчас я понимаю, что он говорил: ведь тогда в концлагерях убивали тела, а сейчас пытаются убивать и наши души. Поэтому для меня более чем значимы чувства и улыбки вашей молодежи. Я по-настоящему живу в исскустве, только когда ощущаю, что поднимается энергия жизни, когда и актеры, и публика выпрямили спины после спектакля и чувствуют себя, как после поцелуя или исповеди — как хотите... Когда душа зажигается. Поэтому гордо вместе с сыном мы и носим фамилию Жигон...
— Почему молодого зрителя спектакль притягивает как магнит?
— Настасья Филипповна — единственная героиня в мировой литературе, которая швыряет пачку денег в огонь. Она приносит себя в жертву с вызовом: «Какая вас жажда обуяла!» А князь Мышкин как славянский Супергерой в отличие от Супермена, который предлагает нам свои мускулы, и Дориана Грея, навязывающего нам свое зло, дарит нам свое Сердце. Рядом с ним все мы становимся детьми и начинаем смеяться, как дети. А молодые люди жаждут настоящей улыбки и чувств. Это и есть задача искусства: предложить выход человеку, который ищет свой путь в мире, где традиционную семью хотят заменить родителем номер один и родителем номер два, где жертву провозглашают насильником.
pepel@sb.by