О посадке самолетов на аэродромный участок дороги

Белорусские летчики в ходе совместных оперативно-стратегических учений «Боевое братство – 2023» совершили посадку на аэродромный участок. Событие, конечно, привлекло внимание массмедиа, ибо подобный прием во всем мире могут выполнять авиаторы из всего лишь десятка стран. А ведь актуальность подобных компетенций высока как никогда, что ярко демонстрирует конфликт в Украине, где идет буквально охота за самолетами.

Наибольшие потери авиация несет на собственных аэродромах. На земле самолет беспомощен. К тому же несколько точных попаданий ракет или бомб по взлетно-посадочной полосе способны надолго вывести аэродром из строя.

Полностью прикрыть аэродромы от ударов с воздуха практически невозможно. Но способ сохранить боевые машины есть – рассредоточить авиацию на максимально большое количество площадок, пригодных для взлета и посадки. И такие площадки в Беларуси имеются. В обширной системе современных автострад предусмотрены дистанции, которые могут быть использованы в качестве взлетно-посадочных полос. Они и носят название АУД – аэродромный участок дороги.

Когда дорожная сеть превращается в аэродромную – обнаружить самолеты неприятелю крайне сложно. Да и беспилотники проще наводить по известным целям, где высокая концентрация летательных аппаратов. Кроме того, после удара по неприятелю с неба незамеченным самому остаться невозможно. Именно поэтому лучшее решение – возвращаться не на стационарный, а на импровизированный аэродром. 

Кстати, впервые участки автострад в качестве взлетно-посадочной полосы использовали советские летчики во время Великой Отечественной войны. Необычный маневр совершили истребители знаменитого Александра Покрышкина. 

В новейшей истории белорусские асы первыми на постсоветском пространстве возобновили эту практику. Автомобильные трассы в свою боевую инфраструктуру летчики включили в 2007 году, когда штурмовики Су-25 из Лиды приземлились и взлетели с аэродромного участка дороги Брест – Москва.

Тренировки по рассредоточению авиации в ВВС и войсках ПВО проводятся практически ежегодно. Асфальтное покрытие в Беларуси опробовали шасси почти всех типов летательных аппаратов Военно-воздушных сил. И даже представителя военно-транспортной авиации Ан-26 с 2015 года адаптировали к задачам доставки топлива и средств поражения прямо на автодорогу, исключив необходимость подвоза подобных грузов для боевых самолетов по земле. 

Сейчас для отечественных авиаторов посадка и взлет с АУД – фактически обыденный маневр, несмотря на очевидную сложность его проведения. За штурвалами самолетов, приземляющихся на трассу, – как опытные, так и молодые пилоты – выпускники авиационного факультета Военной академии. Более того. На сухопутные магистрали уже приземляются и курсанты! При посадке на участок автомагистрали от летчика требуется не просто точная, а филигранная работа. Дело в том, что в «полевых условиях» отсутствует радионавигация, как на аэродроме, поэтому помогают летчикам указания руководителя полетов и собственный глазомер...

На каждом занятии, учитывая опять же опыт последних конфликтов, предполагается, что после приземления даже на АУД самолеты вскоре перестают быть новостью для космической разведки и поэтому оперативно готовятся к взлету. Специалисты аэродромной службы и технического обеспечения проводят осмотр, проверку и заправку машин, которые вскоре вновь взмывают в небо с пополненным боекомплектом.

Почему в Беларуси сегодня в кубе важно уметь распылять комплексы ВВС? После технической адаптации отечественных штурмовиков под применение специальных боеприпасов (тактическое ядерное оружие) наша военная авиация стала целью номер один, два и три одновременно для потенциального агрессора…

Благо все уже предусмотрено…

Константин Гагарин, первый заместитель генерального директора телекомпании «ВоенТВ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter