Как возводился немецкий Регенсбург

О пользе трусости и уплаты налогов

На удивительные порой мысли наводит посещение новых городов. Вот приехала из немецкого Регенсбурга (который еще часто называют «самым северным итальянским городом» и частенько сравнивают с «Киевом, матерью городов русских» по его историческому значению для Германии) и третью неделю думаю: налоги надо платить (впрочем, я этого никогда не избегала, но нам же известны и другие случаи, правда?) — и размышляю о пользе трусости.

Каменный мост в Регенсбурге.

Заплатил налоги — и имя твое осталось в веках. То есть это не только мысль, которая греет душу холодным зимним вечером (или охлаждает нервы знойной летней ночью), но и нечто вполне конкретное и осязаемое: кости ваши в земле истлели, а памятник вашей честности — вот он, стоит, люди ходят и одобряют и богатство ваше, нажитое нелегким трудом, и честность перед согражданами. Это я о знаменитых семейных башнях Регенсбурга говорю (именно благодаря им, чаще встречающимся в Италии, его и называют «самым северным итальянским городом»). Семейные эти башни — одна из главных достопримечательностей Регенсбурга (хотя достопримечательностей здесь великое множество).

Свободный имперский город Регенсбург, счастливо расположенный у места слияния Дуная и Регена, разбогател на торговле (уж очень удобно стоит на торговом пути из Венеции в северную Европу) и таможне (да, во все времена это было прекрасным источником дохода). Самый старый каменный мост в Европе (он сейчас так и называется — Каменный мост) и в течение 800 лет единственная всесезонная переправа через Дунай построен в 1135 — 1146 годах (он, кстати, был прообразом пражского моста Юдифи, в свою очередь оказавшемся предшественником Карлова моста, которым так гордятся чехи). Дважды по нему прокатывались крестовые походы. Брали ли с крестоносцев пошлину за проход — не знаю, может, ради благого (как тогда думалось) дела и освободили от таможенных сборов. А вот со всех остальных пошлину брали — на ней да на торговле солью Регенсбург богател не по дням, а по часам.

Семейные башни.

Во время строительства моста прямо у воды построили временную, казалось, кухню — чтобы кормить рабочих. Подавали там сосиски (у каждого немецкого города есть свой сорт, и те, которые в XII веке продавали здесь, позже назвали регенсбургскими) с горчицей. И представляете — до сих пор подают. На том же месте, в том же здании — невзрачном, одноэтажном и тесном, которое к тому же на протяжении веков неоднократно заливалось наводнениями. Зато сегодня это самая старая сосисочная в Германии (а раз в Германии, то наверняка и во всей Европе, а то и во всем мире) и здесь всегда полно народу: откусить кусочек истории хочется каждому. И да, нюанс: меню за последние 900 лет не изменилось, ну разве только маринованные огурчики да квашеная капуста с картофельным салатом прибавились. Так что, пообедав здесь, каждому вновь открывающемуся ресторану хочется пожелать стабильности и угадать с меню.

Демонстрация своего богатства в Средние века всячески поощрялась: если ты разбогател, то к тебе очевидно благоволит сам Создатель. Так что чем больше у тебя денег, тем угоднее ему твои дела. Поэтому германские патриции (в Священной Римской империи германской нации это забытое было древнеримское понятие снова вошло в обиход) строили родовые башни. Когда–то в городе их было много десятков, сегодня сохранилась дюжина. Некоторые различить можно только натренированным глазом: по высоте они не выделяются среди других построек, а некоторые (такие, как, например, построенная в 1260 году Золотая башня) настолько выделяются на общем фоне, что стали символом города. Высота Золотой башни — 50 м, что делает ее самой высокой жилой башней к северу от Альп. Она и сегодня жилая — там сейчас студенческое общежитие: Регенсбург — исторически университетский город, так что почти все патрицианские башни отданы под общежития.

Семейные башни.

Построить такую башню мог далеко не каждый — только патриции (их социальный статус приравнивался к аристократии). Для того чтобы определить, на какую высоту башня может взметнуться, нужно было обращаться в муниципалитет — они посмотрят, какие ты платишь налоги в городскую казну, и определят: три этажа, пять этажей, а может, и выше. Чем выше, тем, понятно, престижнее. Поэтому я и говорю: заплатил налоги — и имя твое навеки запечатлено в истории родного города.

Еще в Регенсбурге я задумалась о пользе трусости. В городе изумительным образом сохранились здания XII — XIII веков. А все потому, говорят, что, как только неприятель подходил к городским воротам, они открывались. Как открывались ворота семейных башен и всех остальных домов: регенсбуржцы предпочитали с неприятелем не сражаться, а договариваться и откупаться. С моей точки зрения, несомненная трусость. Но зато как сохранился город!..

Регенсбург — Карловы Вары.

sbchina@mail.ru

Фото автора

Советская Белоруссия № 235 (24865). Пятница, 4 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter