О чем поют фонтаны

26 апреля Государственный концертный оркестр Беларуси даст особый, праздничный концерт.
26 апреля Государственный концертный оркестр Беларуси даст особый, праздничный концерт. Живой легенде белорусского джаза Аркадию ЭСКИНУ посвященный. Повод - 65-летие мастера и ровно полвека его творческой деятельности. Сейчас маэстро Эскина можно каждый вечер увидеть и услышать в джаз-кафе "Поющие фонтаны". Это заведение полтора года назад было переоборудовано специально под него, большого музыканта. Аркадий Борисович удивительно искренний и обаятельный человек. И в "Поющих фонтанах" его совершенно справедливо холят и лелеют. Живую историю жанра нужно беречь. Чтобы Эскин радовал нас своим творчеством еще долго-долго.

- Аркадий Борисович, поздравляем вас с юбилеем! Скажите, пожалуйста, как ресторану "Поющие фонтаны" удалось заполучить живую легенду, выдающегося джазмена Аркадия Эскина?

- Это не просто ресторан. Это джаз-кафе. Директор "Поющих фонтанов" вложил в его создание всю свою душу. Мы познакомились с ним на моем концерте в Театре эстрады. Он был просто одержим идеей создания джаз-кафе, которое объединяло бы истинных ценителей прекрасной музыки и просто людей, желающих со вкусом провести время. Я с радостью принял предложение участвовать в этой затее. Считаю, что мне повезло на старости лет. Я абсолютно свободен в своем творчестве, играю на прекрасном инструменте. Публика здесь интеллигентная, благодарная. Кстати, дизайн и меню "Поющих фонтанов" выполнены в модном стиле "фьюжн". Это некий сплав самых прогрессивных идей. Поэтому работать здесь чертовски приятно. Это даже не работа, а сплошное удовольствие. К тому же сюда часто приезжают выступать звезды джаза, такие как Сергей Манукян, Георгий Гаранян, сейчас ждем Светлану Рубинину. Это привлекает в "Фонтаны" "нашу" публику.

- А как вы думаете, у джазового музыканта Эскина есть сегодня в Беларуси достойные конкуренты?

- Никогда об этом не задумывался. Я знаю, что нахожусь в хорошей физической форме. И с головой, слава Богу, все в порядке. Играю в свое удовольствие. Ни с кем не стремился и не стремлюсь конкурировать. А музыкантов молодых и талантливых много. Жаль, что они все сейчас живут как-то обособленно. Нет какого-то общего джазового движения, что ли. Это обидно. Пусть бы приходили к нам в "Поющие фонтаны". Мы открыты для общения. И всегда готовы обмениваться опытом. Мне кажется, это могло бы быть интересно многим. У нас звучит не только живая музыка, но и собрана уникальная коллекция джазовой музыки на DVD.

- Вы говорите, что сейчас вам интереснее жить, чем даже в те времена, когда вы работали с такими звездами, как Утесов, Вуячич, Мулявин. Почему?

- Наконец-то я чувствую себя полностью свободным. Я играю то, что хочу. Вы же знаете, что в советские времена были ограничения. Приходилось порой нелегально играть запрещенный джаз. Могу вам рассказать забавную историю. Дело было в Луганске на партийной конференции. Я принимал участие в торжественном концерте. Играл соло из фильма "Серенада солнечной долины"... "Чаттануга Чу-Чу", помните? Прекрасная мелодия. Я импровизировал и решил вставить туда цитату из фольклорной "Барыни-сударыни". Она очень подходила по гармонии миллеровской мелодии. Вот вы улыбаетесь. Музыканты тогда тоже улыбались моей невинной шутке. А в антракте ко мне подошли три человека в штатском с нешуточными обвинениями в хулиганстве. Предложили следовать за ними. На мое счастье, первый секретарь Луганского обкома оказался меломаном. Ему очень понравилась моя импровизация. И он меня защитил.

Всякое было. Приходилось и в кабаках на аккордеоне играть все подряд, чтобы на хлеб насущный заработать... А сейчас я работаю в Государственном концертном оркестре Михаила Финберга. На больших концертах обычно играю соло. Я сам себе хозяин. И очень этим доволен.

- Аркадий Борисович, расскажите, пожалуйста, как вы вместе с Валерием Дайнеко и Владом Мисевичем учились в институте культуры.

- Да, мы втроем закончили отделение народного пения. Это было в то время, когда я работал в "Песнярах". С нами пришли поступать еще Пеня и Кашепаров. Но Пеня потом не пошел сдавать экзамены, а Кашепаров поступил. Но покрутился-покрутился в институте и почему-то тоже решил не доводить это дело до конца. А Дайнеко и Мисевич в плане учебы оказались страшно усердными людьми! Из-за гастролей мы, естественно, пропускали занятия. Мисевича это ужасно расстраивало. На экзаменах он дрожал как осиновый лист. А Дайнеко маниакально вел все конспекты. Я тоже старался. Но слыл более легкомысленным студентом. На экзаменах меня больше расспрашивали о гастролях, чем по билетам. Нашим куратором был Семеняко. Он удивлялся, зачем учусь народному пению. Я был тогда единственным баритоном в группе и очень любил петь. Потом Семеняко ко мне привык. Да, интересное было время.

- Я представляю, какую книгу воспоминаний вы могли бы написать!

- Это уж точно. Я столько историй любопытных знаю. Но писательство - не мое занятие. Я все время ищу человека, который мог бы записывать за мной. Столько всего было и смешного, и трагического. И всегда музыка меня выручала. Она повсюду со мной. Благодаря ей у меня много друзей и совсем нет врагов.

- Ваши дети продолжают ваше дело?

- У меня очень талантливые дочери. Старшая, Марина, музыкант, играет едва ли не со школьной скамьи. А младшая, Яночка, закончила Академию управления. Она - тур-менеджер по Беларуси в "Класс-клубе". Внук серьезно занимается музыкой. Учится в лицее на "девятки" и "десятки". Потешный парень. У меня чудесная жена. Мы вместе уже почти 50 лет. На профессиональной сцене я, кстати, тоже полвека. Об этом и справки имеются. В возрасте 14 лет я уже работал в театральном институте. Преподавал теорию музыки. Студенты у меня такие были: будущий режиссер Адольф Шапиро, киноактер Виктор Брют, Людмила Шевченко, Наталья Фатеева.

- Аркадий Борисович, чего вам, человеку, у которого все есть, пожелать?

- Чтобы все это продолжалось как можно дольше. Я себя сильно амортизировал. Чувствую слабость... А мне столько еще хочется сделать!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter