О чем писала «СБ» 8 апреля 1956 года

«Сегодня вечером в Минске впервые гостеприимно распахнутся двери нового Белорусского театра юного зрителя. Рождение нового театра, о котором столько мечтали наши юные зрители, — большое событие в культурной жизни республики, лишний раз свидетельствующее о заботе партии и правительства о развитии белорусского сценического искусства, призванного служить делу коммунистического воспитания подрастающего поколения».

В статье 1956 года речь идет о новом здании Белорусского театра юного зрителя. Жаль, что в материале не сказано ни слова об истории ТЮЗа. А между тем в Минске с 1931 по 1941 год существовал Театр юного зрителя имени Н.К.Крупской. Восполним пробел...

Уже в 1918 году А.В.Луначарский поднял вопрос о создании «специального театра для детей, где законченными художниками–артистами давались бы в прекрасной форме детские пьесы». Новая власть хорошо представляла, сколь велика роль театра в воспитании юношества. И как бы сегодня кто-то ни оценивал деятельность большевиков, следует признать, что только в годы советской власти идея создания детского театра оказалась осуществленной. И в том же 18-м году в Москве открылся Театр кукол и балета под руководством Н.И.Сац. А на его базе в 1920 году был организован Первый государственный театр для детей, в труппу которого вошли ставшие позднее выдающимися мастерами сцены М.Бабанова, И.Ильинский, М.Гаркави и другие в ту пору совсем еще молодые артисты. Мало–помалу открывались детские театры и в других городах.

В Минске подобный театр тоже был создан при Доме комсомола, а труппу сформировали из участников художественной самодеятельности. В 1937 — 40 гг. художественным руководителем был известный театральный деятель, народный артист Беларуси, профессор Евстигней Афиногенович Мирович. Имя Мировича — отдельная строка в истории театрального искусства Беларуси. Драматург, режиссер, педагог... Еще в 1900 году в своем родном городе Петербурге будущий мастер сцены начал свою актерскую карьеру. В 1937 году труппа Театра юного зрителя им. Н.К.Крупской пополнилась выпускниками Белорусской студии, которая существовала при Центральном театральном училище в Ленинграде, актерами из различных расформированных театров. Белорусский ТЮЗ одним из первых в СССР воплотил на сцене героико–романтический спектакль «Как закалялась сталь», сказку «Снежная королева»...

В 1998 году на сцене Национального академического театра имени Я.Купалы молодежь поставила в память о Мировиче спектакль «Интимный театр Евстигнея Мировича». Театралы уверяли, что во время репетиций на сцене происходили удивительные, почти мистические действия, постановку репетировали на одном дыхании. Легко, непринужденно... Спектакль и правда получился стильный.

В настоящее время театр работает в режиме репертуарного учреждения, участвует в различных международных фестивалях. Одну сценическую работу ТЮЗа недавно отметила российская пресса: «Мы смотрели сказку Петра Васюченко «Рыцарь ордена Солнца». Название говорило само за себя. То есть рыцари появлялись на нашей сцене и раньше, однако сегодня они определенно выходят на первый план. И на извечный тюзовский вопрос: «Сделать бы жизнь с кого?» — в нынешнем ТЮЗе отвечают иначе: «Дети, приглядитесь к рыцарям и принцам... Достойный пример для подражания, между прочим».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter