О чем писала «СБ» 5 октября

2017 г.

Необычный подарок от ­Президента — черно-белую корову — вручили молодой многодетной семье Ольги и Сергея Снигир из агрогородка Ясень Осиповичского района. Как такое возможно? Началась трогательная история с письма. Мама Ольга написала на официальный интернет-портал Главы государства и попросила помочь приобрести животное в семью. Ответ не заставил себя ждать. Подробности — в публикации «Растите, детишки, на парном молочке»:



«Письмо на сайт ­Президента 23‑летняя Ольга написала этой осенью. Рассказала, что жить на селе им с мужем нравится, на трудности они не сетуют. Но в помощи все же нуждаются. И попросила не новый дом, не машину и даже не денег, а... корову. Дескать, ребятишек маленьких много, им бы молочка парного. Детей в семье пятеро. Старшие — Ваня и Кирилл — ходят в детский сад. Остальные трое — пока дома с мамой: Сереже зимой будет 3 года, двойняшкам Максиму и Полине этой осенью — 2. Хозяйством работящие супруги обзавелись немалым: свинья, кролики, куры, цесарки, фазаны. Но буренку уже не потянули по деньгам.

Ждали молодую многодетную семью и другие сюрпризы. Могилевский облисполком, чтобы облегчить молодой хозяйке задачу, преподнес ей современный доильный аппарат. Местные власти помогли с кормами. Порадовали и детвору: подарили прекрасную двухуровневую кровать, ноутбук и, конечно, игрушки и много сладостей.



Ольга и Сергей, не ожидавшие такого внимания, в ответ попросили передать ­Президенту искреннюю благодарность, фото своей дружной семьи, картину, сделанную детскими руками, и корзину с домашними фруктами».

1938 г.

Невероятное достижение для советской авиации! Женский экипаж в составе Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубовой провел беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Гризодубова годом ранее уже установила пять мировых рекордов среди женщин на легкомоторных самолетах, поэтому выполняла роль главного пилота. В этот раз ей предстояло лететь на бомбардировщике ­АНТ-37 «Родина». Полет проходил в условиях плохой видимости, и девушкам пришлось нелегко. Осложняла процесс внезапно прервавшаяся радиосвязь, которую так и не восстановили. А самое страшное — в неожиданный момент топлива в баках осталось максимум на полчаса. Экипажу пришлось делать аварийную посадку на болотистой местности. Капитан и второй пилот получили травмы, но выжили. О событии тогда написали все центральные газеты. В «Советской Белоруссии» публикация вышла под заголовком «Самолет «Родина» найден»:

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова перед историческим полетом.

«4 октября беспрерывно поддерживалась связь по прямому проводу между Москвой и Комсомольском-на-Амуре. В 1 ч. 35 мин. в Москве получено сообщение, что полчаса назад из Комсомольска к месту посадки «Родины» вылетели два самолета. В 2 ч. 52 мин. самолеты уже находились над «Родиной». Экипажу сброшен на парашютах груз: продукты, в том числе горячий кофе в термосах, теплая одежда и карта с указанием местонахождения самолета. В 9 ч. 5 мин. в Москву было передано, что все самолеты подходят к месту посадки «Родины».

1949 г.

Янка Купала поднял белорусское художественное слово на небывалую высоту, его творчество сравнивают с лучшими образцами мировой литературы, оно представляет собой настоящую энциклопедию жизни народа. От первого до последнего стихотворения слова поэта принадлежат нашей стране и ее национальной культуре. Белорусский гений родился в фольварке Вязынка Молодечненского района. Именно там находится один из посвященных ему музеев. Но как решили его создать? Это произошло благодаря местным жителям, работникам колхоза им. Купалы. Именно они восстановили дом, где когда-то жила семья поэта. Любовь к произведениям автора и желание сохранить память о нем в веках — вот что двигало этими неравнодушными людьми. Подробности — в материале «Музей в колхозе»:

«При активном участии членов нашего колхоза в 1946 году отремонтирована изба, в которой в 1882 году родился народный поэт Белоруссии Янка Купала. Вскоре здесь был организован филиал музея. Домик-музей пользуется большой популярностью у сельского населения. Здесь наша колхозная молодежь знакомится с богатым литературным наследием Купалы. Произведения славного земляка сейчас можно найти в личных библиотечках наших колхозников. Многочисленные экскурсии трудящихся посещают музей. Сюда приезжают поэты и писатели Белоруссии, композиторы, художники».

1961 г.

Великая Отечественная изменила жизни миллионов. Советские солдаты сделали все возможное для Победы. Однако полагающиеся им награды — ордена и медали — находили своих героев и много позже. Даже через десятки лет. Такая история произошла в Жлобине. Заведующий радиоузлом сельхозартели им. Калинина Аркадий Телепнев и не подозревал, что ему полагается орден Красной Звезды. «Награда вручена» — так называется заметка в нашей газете о необычном случае. В ней узнаем, почему солдат не успел получить заветный орден во время войны:

«Шли последние дни Великой Отечественной. Стрелковая дивизия, в которой служил белорус Аркадий Телепнев, вела наступательные бои в Восточной Пруссии. В День Победы ранним утром 9 мая 1945 года старшина роты Телепнев был тяжело ранен. После госпиталя отважный воин демобилизовался и вернулся в родную деревню Радуша, что на Жлобинщине. Недавно бывшего воина пригласили в райвоенкомат. Вручили орден Красной Звезды за проявленное мужество в боях. Через 16 с лишним лет он нашел своего хозяина».

1947 г.

Советский Союз готовится к Дню Октябрьской революции. Встречать праздник принято трудовыми подвигами. Свои герои есть на каждой фабрике и заводе. Например, на Минском автомобильном заводе некоторые рабочие к тому моменту уже подошли к выполнению второй годовой нормы. Участвуя в социалистическом соревновании, заводчане брали на себя обязательства досрочно выполнить производственные показатели. Они в несколько раз больше производили товаров, вносили рацио­нализаторские предложения и, если требовалось, даже переходили на более тяжелые работы. Один из примеров трудового рекорда — на первой полосе «Советской Белоруссии». Сотрудник МАЗа Иван Плешкевич стал примером для остальных. Чем удивил товарищей — узнаем из материала «Он сдержал слово»:


«Бригадир заливщиков Иван Плешкевич пользуется уважением в коллективе литейного цеха МАЗа. Еще в июне его бригада выполнила годовое задание. Первый успех не успокоил молодого бригадира.

— Это только начало нашего настоящего трудового пути, — говорил он в то время членам своей бригады.

Случилось так, что Плешкевичу временно пришлось заменить на своем участке мастера. Цех получил тогда задание — освоить плавку хромо-никелевого чугуна. Он смело и уверенно взялся за дело. Три дня потребовалось ему на все. За этот срок не только сам приобрел необходимые навыки, но и сумел передать их рабочим и применить на практике… В настоящее время бригада заливщиков Плешкевича завершает выполнение второй годовой нормы».

nev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter