О чем писала «СБ» 26 ноября

2016 г.

В одном из своих выступлений    Президент Беларуси сказал замечательные слова: «Нельзя учителя обижать — это наша опора и основа. Без учителя ничего быть не может — ни сегодняшнего дня, ни завтрашнего». Одна из самых ответственных и благородных профессий в 2016 году с подачи Главы государства приобрела особый статус: впервые в истории страны было присвоено почетное звание «Народный учитель Беларуси». Соответствующий указ подписал    Президент. Первым народным педагогом стал Валерий Барашков из Могилева. Об этом событии «СБ» рассказывает в материале «Валерий Васильевич — народный учитель»:

«Учитель физики областного лицея № 1, лирик в душе, признается, что, когда ему по телефону объявили о награждении, не поверил — думал, розыгрыш. Народных учителей у нас никогда не было. Другое дело — артисты, которые все время на виду. /…/

Сегодня поздравить Валерия Васильевича спешат ученики не только нынешние, но и бывшие — те, кто окончил лицей почти 20 лет назад. Неудивительно. Такие наставники, как Барашков, дают не только глубокие знания по предмету. Они учат большему — терпению, интеллигентности, доброте. /…/ В образовании Валерий Васильевич более 40 лет. 26 из них — в лицее. Один из самых сложных в программе предметов он преподает так, что даже ученики, которые изначально были к нему равнодушны, на выходе из лицея показывают отличные знания. Его принцип: если нудно объяснять задачки у доски, ни за что не пробудить у детей интерес к физике — их надо вовлечь в процесс. И учитель это умеет. /…/ Своего физика и его предмет обожают и нынешние лицеисты. Девчата из 11‑го класса, узнав, что Барашков удостоен звания «народный», толпой бросаются его поздравлять:

— Кому, как не ему, было это звание давать! Он такой замечательный. И предмет так «вкусно» преподает, что просто невозможно в физику не влюбиться.

…Его ученики неоднократно становились победителями областных, республиканских, международных олимпиад. А выпускники окончили вузы, некоторые стали учеными».

1929 г.

Листая номер газеты «Рабочий» 93‑летней давности, отчетливо понимаешь, что в конце 1920‑х годов жизнь в БССР скучной назвать нельзя. Приводим подборку из рубрики «По культурным очагам»:

«В клубе Ильича при товарной станции Минск раздаются нецензурные слова. Во время хода кинокартины, изображающей трогательную сцену, пианист играет «Барыню» или «Сербияночку».

В Борисове на кирпичном заводе стенгазета не выпускается. Молодежь, не находя себе занятия, увлекается картежной игрой, в которой принимает участие тов. Андрусенко — секретарь партячейки.

Синагогу на Переспе на собраниях по заводам и артелям трудящиеся с громадным энтузиазмом требовали передать под клуб. Более 500 человек подписали заявление. В маленькой хате-читальне этого района невозможно развернуть работу. Горсовет должен дать рабочим это помещение для культурного очага.

«Забрать железнодорожную церковь для культнужд», — записали в наказ горсовету 1500 железнодорожников. Однако и по сей день церковь трезвонит во все колокола.

В саду «Профинтерн» (сегодня парк имени Горького. — Прим. ред.) проведены большие работы. Однако тир Осоавиахима, на который затрачено около 6 тысяч рублей, еще не закончен, и его начинает заливать вода.

Клуб строителей целое лето пустовал. Зимний клуб закрыт ввиду ремонта. Работа проведена плохо: обои отваливаются, перетирку попортили. Кружки спят, ликбез не работает, 400 пионеров занимаются во дворе, комсомольцам работать негде».

* * *

Дополняет остроты ощущениям в этом же номере информация из рубрики «Что случилось за день»:

«Позавчера по Комсомольской улице грузовой автомобиль, управляемый шофером Невидовичем, наскочил на крестьянскую телегу. В результате столкновения разбита телега и у лошади сломана нога».


«Задержаны Подобед и Чиркач — рабочие «Торгстроя», совершившие хулиганское нападение на красноармейца Буравко».

«Вчера в час дня на Революционной улице неизвестный военный после бурного спора с шедшей с ним рядом гражданкой выстрелил в нее и убил наповал. Убийца задержан. В угрозыске при допросе он отказался назвать свою фамилию. Личности убитой и убийцы выясняются».

1940 г.

15 ноября 1940 года в СССР были введены нормы потреб ления топлива для легковых машин. Относительно частных владельцев лимит расхода бензина для представительского ЗиС-101 (этот автомобиль могли иметь исключительно выдающиеся граждане) составлял 150 литров в месяц, для ГАЗ-М-1 — 70 литров. Для государственных машин тех же марок лимиты были несравненно выше. Вероятно, в свете нововведения и был проведен 24 ноября 1940 года на автомагистрали Минск — Москва любопытный эксперимент. Об этом «СБ» рассказывает в материале «Соревнования на экономию горючего»:

«На старте было много необычного. В пустые баки лимузинов и грузовых машин заправили по 9,21 литра бензина, в баки автобусов в два раза больше, а в мотоциклы 2,51 литра. Затем пробки баков запечатали сургучом. В кузова грузовых машин положили соответствующий груз, в автобусы и лимузины сели пассажиры. Задача водителей была на строго ограниченном объеме горючего проехать наибольшее количество километров. Все 40 участников — лучшие шоферы и мотоциклисты Минска, известные своей экономией горючего в повседневной работе. Выдающегося результата добился шофер гаража НКВД БССР тов. Дяго. Свои 9,21 литра бензина он израсходовал на 102 километра 970 метров, то есть на 100 километрах он экономит свыше 5,5 литра бензина. Шофер автобуса ЗиС-16 тов. Козлов (автобаза Наркомата автотранспорта БССР) на 18,3 литра проехал 85 километров (на 100 километрах экономия 15 литров горючего). Шофер полуторатонной машины Потегевич (автошкола Наркомата автотранспорта) на 100 километрах экономит около 6 литров, шофер лимузина ЗиС-101 тов. Козодаев экономит на 100 километрах около 11 литров. 18‑летний мотоциклист Владислав Скурчинский на Иж-8 проехал 103,8 километра».

Можно себе представить, как костерили участников соревнований их коллеги-шоферы. Ведь если ранее сэкономленное топливо можно было перепродать, то после показательных рекордов трудно будет убедить механика или бухгалтера, что для производственных нужд сгорело все до грамма и сэкономить не получилось.

1944 г.


Статистика свидетельствует: если до войны в Беларуси в ее нынешних границах проживало 9,2 млн человек, то в конце 1944 года — 6,3 млн. Огромную и страшную цену заплатила наша республика за Великую Победу. Почти все надо было начинать с нуля. Об этом свидетельствует объявление, размещенное на четвертой полосе «СБ»:

«Первый Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр объявляет набор мужчин без отрыва от производства во вспомогательный состав театра. Прием заявлений с 25 ноября по 5 декабря у секретаря театра с 12 до 4 часов дня. При подаче заявления требуется свидетельство об окончании семилетки».

Фактически любой мужчина с улицы, имея за плечами семь классов образования, мог стать театральным актером. Были бы, что называется, желание и талант.

1963 г.

Агния Барто для большинства из нас – советский автор детских стихов. Кто не знает строки «Идет бычок, качается…», «Зайку бросила хозяйка…», «Купили в магазине резиновую Зину…», «Уронили мишку на пол…». Но у Агнии Львовны, кроме литературного таланта, был еще один не менее важный - талант искать и находить потерявших друг друга людей. С 1964 по 1973 год она вела на радио «Маяк» передачу «Найти человека». И конечно, в основном поиски касались тех, кто в военное лихолетье потерял жену, мужа, детей, братьев и сестер, родителей… История, которую опубликовала «СБ» на четвертой полосе, напрямую не связана с Барто, но от этого она не менее интересна. Речь в ней идет о белоруске Александре Осиповой, которая в годы войны потеряла сына и мать:


«В конце прошлого года в редакцию газеты «Витебский рабочий» пришло письмо из Вильнюса. Работница швейной фабрики «Лелия» Александра Осиповна Шилова просила помочь в розыске сына Владимира, с которым разлучилась во время войны. Вскоре письмо и фотография Шиловой были напечатаны в газете. Почти девять месяцев никто не откликался. И вот в одно октябрьское утро в редакцию пришел светловолосый молодой человек.

- В вашей газете, - с волнением говорил он, - было опубликовано письмо Александры Осиповны Шиловой. Она ищет сына Владимира Найденышева. Моя фамилия Найденышев, а имя Александр. Но я сердцем чувствую, что Шилова ищет меня…

В тот же день в адрес Шиловой отправили письма из редакции и от Александра Найденова. Вскоре Александр получил телеграмму, пробежал глазами лаконичный текст: «Встречайте второго ноября утром. Мама». Радости Александра не было конца. Вся родня Найденова по линии жены встречала дорогую гостью. Александра Осиповна рассказала волнующую историю разлуки с сыном.

До войны она работала на витебской фабрике «Профинтерн», вышла замуж за рабочего макаронной фабрики Петра Шилова. Счастливую жизнь оборвала война. Петр сразу ушел на фронт. Когда жить в городе стало невыносимо, они пошли по деревням, а в марте 1943 года ушли с матерью и сыном Владимиром в 1-ю Белорусскую бригаду, которой командовал тов. Шкреда. В 1944 году во время блокады партизан в районе Холопеничей Минской области Александра Осиповна потеряла сына и мать. С тех пор она ничего не знала о них. Писала всюду, искала Владимира Шилова, мать, мужа. И только в 1948 году получила сообщение, что муж погиб, мать умерла, а сын сдан в Витебский детприемник. Она приехала в Витебск, узнала, что сын Владимир Найденышев сдан на воспитание З. Я. Демидовой. Но в это время последняя в Витебске уже не проживала. Опять отрезаны все пути к встрече с сыном. Вся трагедия состояла в том, что она искала Владимира Шилова, а позже Найденышева. А ведь мальчик уже с 1948 года получил фамилию Найденов, а имя Александр… Теперь их сердца бьются рядом, они рады бесконечно, что после почти 20-летней разлуки снова вместе».

С момента публикации этой душевной статьи прошло 59 лет, но как хотелось бы разыскать родных и близких ее героев. Чтобы они рассказали, как сложилась дальнейшая судьба Александры Шиловой и ее сына. Если кому-то из читателей что-то известно о них, просим отозваться.

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter