О чем должен знать каждый белорус

Является ли бел-чырвона-белы (бело-красно-белый) флаг в Беларуси и для белорусов историко-культурной ценностью?

Нет. Он даже не является национальным символом. Именно этот флаг впервые в истории появляется лишь весной 1917 года, после Февральской (буржуазной) революции в Российской империи.

Во время Великой Отечественной войны предатели белорусского народа, полицаи и коллаборационисты устраивали в Минске свои паседжання под бчб и свастикой рядышком.

Тогда белорусские националисты Санкт-Петербурга заказали вчерашнему студенту Дуж-Душевскому эскиз флага. И, как за ночь перед экзаменом, молодой архитектор его спешно нарисовал, совершенно очевидно взяв за основу цвета польских флагов.

В несостоятельной попытке государственности Белорусской народной республики (конец 1917 — конец 1918 г.) одним из символов также был использован бчб-флаг. После подписания самозваной Радой БНР унизительно верноподданнической телеграммы немецкому кайзеру Вильгельму II он стал (и вполне мог считаться далее) символом холуйского вассалитета.

Окончательно же измазали бчб-тряпку белорусские коллаборанты, пошедшие на сотрудничество с нацистами во время Великой Отечественной войны. Тогда бчб и стал символом предательства, полицайства, согласия с интервенцией, рабской готовности к оккупации своей страны и даже к геноциду собственного народа.

«На той символике кровь наших людей, плач и стон наших детей, детей Хатыни, женщин и стариков! Там крики людей Минского гетто, плач и стон людей, замученных в концлагерях. Там позор предательства и коллаборационизма, — сказал Александр Лукашенко во время торжественного ритуала чествования государственных символов 8 мая 2022 года. — Это было. Еще раз подчеркиваю: никакой флаг и герб в этом не виноваты (кто виноват — знаем). Но мы не можем поклоняться этому».

Современные белорусские националисты начиная с 90‑х годов XX века не сделали ровным счетом ничего, чтобы отмыть бчб-тряпку от фашистской грязи, вассальной сервильности и предательства подлинных национальных интересов. Хотя на протяжении 30 лет (целое поколение!) у них для этого были все возможности. Более того, в 2020 году они отдали бчб, чтобы его сделали флагом мятежа, знаменем попытки государственного переворота, символом развала страны, стягом захвата власти неконституционным путем.

Отсюда и нынешнее отношение к бчб всех ментально здоровых белорусов: для современников это знак упертого экстремизма, оголтелого национализма, иностранной интервенции.

Историческая значимость бчб в настоящий момент не выше интереса археологов к фекалиям туалетов Древнего Рима — интереса, безусловно, научного. В будущем, когда и если найдутся желающие тщательно отстирать бчб от налипшей грязи, отдельные историки, наверное, также смогут снова обратить на него внимание.

Работая, на всякий случай, в противогазах.


А конь? Имеет ли мужик на коне (герб «Погоня») историческую ценность? И почему тогда за него садят?

 Начнем с конца: садят не за коня. А за демонстрацию, за агитацию, за пикет — за противоправные ДЕЙСТВИЯ. Потому что и тот или та, у кого конь, и милиция, и судьи, и мы с вами — все прекрасно понимают: публичная демонстрация мужика на коне есть вызов. Ну, окей, государство дает на вызов адекватный ответ, все справедливо.

Теперь о ценности. В качестве герба Республики Беларусь «Погоня» ненадолго появилась в 1991 году. Фактически — обманом и подлогом, совершенными фракцией БНФ в Верховном Совете. А в 1992‑м Республика Литва, присвоив предварительно название, тоже сделала Výtis («Погоню») своим гербом.

Чем они отличаются? С большего ничем: и там и там мужик на коне с мечом, конь поднят на дыбы, меч занесен над головой. Вот только у жмудинов-аукштайтов хвост коня весело развевается, а у сьвядомых бчбанутых — оттопырен вниз, будто конь не просто так присел… ну, сами гляньте.

«Государственные символы должны отличать нас с вами от других. Какой был предложен герб? «Погоня». Вам он не напоминает герб другой страны? Мне напоминает. Нам был предложен флаг. Добавь еще одну полоску — и мы заимствовали соседней страны флаг, — напомнил наш ­­­­Президент 8 мая 2022 года. — Так неужели у нас не было своей истории? Неужели мы хотели подогнать свою историю и свою страну под Литву или Польшу? И как актуально это сегодня звучит!»

Сотрудничеством же с нацистами замарана «Погоня» ничуть не меньше, чем бчб-тряпка. Более того, эти символы и после Великой Отечественной войны вовсю использовались теми, кто работал против нашей страны, продавшись зарубежным спецслужбам. Используются они такими и до сих пор.

Давайте внимательно почитаем нашего классика Максима Богдановича.

«Ўспомню Вострую Браму сьвятую…» — это про что? Про ворота виленской городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской над ними. На иконе есть древнеславянская надпись — то есть и город наш, и святыня наша.

«Ў белай пене праносяцца конi, / — куда ж они торопятся-то? — Мо яны, Беларусь, панясьлiся / За тваiмi дзяцьмi ўздагон, / Што забылi цябе, адраклiся…» — это не про беглых ли речь? Которые сбежали, которые отреклись, которые польстились на деньги чужынцаў? Про них. Больше так сказать просто не о ком.

«Бiце ў сэрцы iх — бiце мячамi, / Не давайце чужынцамi быць!» — звенел еще сто лет назад призыв. Ну, вот мы и бьем. Вот и не даем, как и завещал поэт. Как считаете, он, милостивец, что имел в виду, когда предлагал сдриснувших в страхе отсюда настигнуть и немножко побить в сердце мечами?

«Старадаўняй Лiтоўскай Пагонi, — писал Богданович, не зная еще ни про ВЧК-КГБ, ни про ГУБОПиК, ни даже про ДИН МВД РБ, но пророчески предвидя их появление и выстраивая незабываемую поэтическую триаду, — не разьбiць, не спынiць, не стрымаць!»

Вот в этом смысле «Погоню» надо у них забирать. Отстирывать, чистить. Они ж про нее даже прочесть нормально не могут — навошта яна iм? Она тоже должна быть — наша. И когда-нибудь — будет.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter