Нужная вещь

Александра Даньшова «Песни для детей» (17 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

Александра Даньшова «Песни для детей» (17 треков)


Музыку для детей сочинять трудно. Ее видимая простота обманчива. Скажу больше: для того чтобы сочинять детскую музыку, нужно быть очень организованным человеком. Мелодия должна быть особенно яркой и запоминающейся. Но очень человечной. Этот баланс часто бывает трудно достижим.


Считаю необходимым написать об этом диске, поскольку детской музыки записывается не так много. В силу этого пластинка молодого композитора Александры Даньшовой с моей точки зрения заслуживает особого внимания. И вот почему.


Я обратил внимание, что советские песни для детей пользуются устойчивым спросом у молодых родителей. Сегодня любая музыка (даже детская) ориентирована прежде всего на то, чтобы сиюминутно захватить внимание слушателя. Это может быть любая эмоция — страх, волнение, шок. При этом не всегда качество эмоции принимается в расчет. Из–за чего обращается внимание на то, что современные музыка и мультфильмы звучат и смотрятся не совсем по–детски, не бережно по отношению к вселенной маленького человека. Именно поэтому молодые мамы и папы часто отдают предпочтение произведениям Владимира Шаинского, Геннадия Гладкова и Алексея Рыбникова. К этому списку, вероятно, вскоре можно будет добавить и героиню нашей статьи.


И не только потому, что песни написаны на стихи классиков советской детской литературы Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера и Владимира Орлова. А благодаря авторской музыкальной интонации, которая точно и чутко дополняет и делает выпуклым поэтический образ. Конечно, здесь необходимо отчетливо передавать именно детские эмоциональные состояния, с чем композитор прекрасно справляется. У ребенка должно быть детство. Детство как особый мир, в котором происходят чудеса. Когда фантазия, не придавленная причинно–следственным миром взрослых, в полной мере формирует творческую индивидуальность.


Любопытно, что ближе к концу альбома характер музыки становится все более и более задумчивым. И здесь обращает на себя внимание замечательная по состоянию песня «Осторожный снег» и колыбельная «Сонная». В целом в песнях нет той банальной закругленности и предсказуемости, которую нынче принято ассоциировать с детской музыкой. Следует отдельно отметить оригинальные аранжировки Антона Ганькова и очень индивидуальное исполнение песен самой Александрой Даньшовой.


Однако данная работа представляет собой ценность не только эстетическую.


Немаловажная деталь: диск продается вместе с нотным сборником. По словам композитора, это сделано с образовательными целями: «Нотный сборник даст возможность педагогам познакомить детей с новыми песнями, а детям, если они владеют фортепиано, самим аккомпанировать себе во время пения». То есть родителям и слушателям дана возможность более глубокого проникновения в музыку через исполнение на инструменте. Конечно, караоке было бы проще. И коммерчески куда более оправданно. Но здесь композитору важнее обеспечить глубокое не механическое восприятие собственной музыки. Что лично мне кажется особенно ценным.


Затевать самостоятельно любые образовательные проекты сегодня, безусловно, непросто. Это очень нужная работа, которую невозможно отложить «на потом». Просто если этого не делать сегодня, то завтра же мы окажемся в мире, эмоционально и эстетически бедном. Мы сейчас имеем существенный дефицит человеческого соучастия. Это случилось не в последнюю очередь потому, что лихие девяностые годы, когда для одних во главу угла ставились деньги, для других вопросы элементарного выживания, не прошли бесследно. Это во многом результат безответственного подхода к формированию культурных ценностей в то время. Сегодня очевидно: за деньги можно купить далеко не все. Есть другие, по–настоящему высокие, бесконечно более тонкие отношения между людьми.


И ребенок должен узнать об этом как можно раньше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter