Новосельцев и Мымра: 45 лет фильму «Служебный роман»

Один из любимых советских фильмов — двухсерийный «Служебный роман» — в этом году отмечает 45‑летие. Съемки были завершены в 1977‑м ближе к концу года, поэтому в лидеры проката картина вышла лишь в следующем году, показав впечатляющие результаты: за 1978 год на перипетии мымры‑начальницы и тюфяка‑статистика пришли взглянуть 58 миллионов зрителей по всему Советскому Союзу. Тогда же в журнале «Советский экран» по итогам читательского голосования Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих были названы лучшими актерами года, а «Служебный роман» — лучшим фильмом года. Еще год спустя картине присудили Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, которую назначал Совмин за работу кинодеятелям. Впрочем, и десятилетия спустя любовь к киноленте Эльдара Рязанова в зрительских сердцах не утихает.

Все началось неспроста

Мало кто помнит, но «Служебный роман» вырос из пьесы «Сослуживцы», написанной Эльдаром Рязановым и сценаристом Эмилем Брагинским. 22 дня работы увлеченных соавторов — и вон он, телеспектакль, сыгранный актерами театра Маяковского. Правда, в этой версии шквала зрительских восторгов не последовало, однако тема запала Рязанову в душу. Четыре года спустя он взялся снимать полноценный фильм под рабочим, но не слишком удачным названием «Сказка о руководящей Золушке» — впрочем, название быстро скорректировали.

А дальше начинается самое интересное: по правилам на каждую роль требовалось не менее двух кандидатур актеров, а на главные — не меньше трех‑четырех претендентов. Рязанову же чуть ли не впервые позволили снимать тех артистов, которых он захочет, без каких‑либо дополнительных условий. Режиссер находился на пике славы: на его счету было уже много мегапопулярных картин, пользовавшихся всенародной любовью. И мастер начал творить.

Актерский калейдоскоп

Роль Мымры‑Калугиной досталась Алисе Фрейндлих, которую режиссер пробовал еще в «Гусарскую балладу», но там она оказалась слишком женственной для «кавалерист‑девицы», а затем в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Увы, для образа Нади Шевелевой женственности, по мнению Рязанова, актриса уже недобрала. И вот виват: он дает ей интересную роль — одинокой начальницы‑сухаря, которая должна превратиться из Золушки в принцессу. Из недр «Мосфильма», с самых дальних и пыльных полок достали старый уродливый костюм 52‑го размера, который Фрейндлих называла не иначе как «гунявый», нашли старые мальчиковые туфли, прилизали волосы, но чего‑то не хватало для завершения образа. И вот оператор Владимир Нахабцев принес старые отцовские очки в роговой оправе — вуаля, мымра готова!


Андрея Мягкова тоже пришлось хорошенько изуродовать: в «Иронии судьбы» он сыг­рал симпатягу Женю ­Лукашина, здесь же ему предстояло перевоплотиться в увязшего в канцелярщине отца‑одиночку. Еще один старый костюм, усы, дешевые очки — и вот он, Новосельцев. К слову, Новосельцева мечтал сыграть Олег Басилашвили, но режиссер ему категорически отказал — слишком уж красив и вальяжен был актер, в самый раз для роли карьериста Самохвалова. Басилашвили был недоволен, однако в процессе съемок признал правоту режиссера.

Светлана Немоляева получила роль Оленьки Рыжовой после кинопроб в «Гусарской балладе» и «Иронии судьбы» — как и Фрейндлих, ее не утвердили тогда на съемки, но поработать с актрисой Рязанов хотел. А вот Людмила Иванова, сыгравшая общественницу Шурочку, «сосланную в бухгалтерию», в те годы в самом деле работала секретарем месткома в театре «Современник»: со сборами денег на юбилеи и похороны она была знакома не понаслышке. Кстати, некрасивую историю с письмами Ольги Рыжовой кинематографисты взяли из жизни — не раскрывая имен, с экрана выразили свое мнение о подлом поступке неких коллег.

Импровизации и сюрпризы

Съемочного материала у Рязанова набралось на несколько фильмов: с самого начала он позволил артистам максимально обогащать сценарий личным опытом и репликами. Так, в первой серии, когда Новосельцев пытается приударить за Мымрой в гостях у Самохвалова, для Мягкова и Фрейндлих была прописана только общая канва эпизодов, а весь диалог с подосиновиками‑подберезовиками и чтением стихов — чистая импровизация артистов. Точно так же полную свободу актерскому дуэту режиссер предоставил в сцене чаепития дома у Калугиной, когда она впервые появляется на экране преобразившейся, в модном платье и с завитой прической.


Олегу Басилашвили с неожиданными поворотами сюжета повезло меньше: Самохвалов по сценарию должен был водить машину, при этом сам актер ни разу не сидел за рулем. Перед съемками его немного поучил вождению профессиональный гонщик, и все бы прошло хорошо, если бы не случай. «На одном из дублей я еду, все идет хорошо, — вспоминал актер. — Вижу створ камеры, еду на нее, а камера в киоске стоит. И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи, которые попали в кадр. И я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Ну, слава богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезался в киоск «Союзпечати» и понял: все, гонорара я не получу». Впрочем, наказывать рублем артиста никто не стал. Правда, бедному Басилашвили по ходу съемок внезапно досталось от Мягкова: по сюжету Новосельцев должен был ударить своего бывшего друга Самохвалова, и актер, сдерживавший руку, никак не мог сыг­рать это ­достоверно. В итоге, разозлившись на самого себя, Мягков так размахнулся, что оплеуха Басилашвили прилетела всерьез.

Музыка нас связала

Как и во многих фильмах Рязанова, в «Служебном романе» очень много песен, но главной темой стала «У природы нет плохой погоды». Музыку к фильму сочинил композитор Андрей Петров, с которым режиссер часто сотрудничал, а слова написал сам Рязанов. Стесняясь своей «самодеятельности» (прочие тексты были авторства известных поэтов), Рязанов передал Петрову строки под видом перевода стихотворения английского поэта ­Уильяма Блейка. Мелодия стала популярной, тогда‑то и выплыло истинное авторство текста, после чего Петров постоянно подозревал Рязанова в мистификациях — когда режиссер отбирал поэтические тексты, композитору казалось, что все они им самим и написаны.


Кстати, еще в «Иронии судьбы» Андрей Мягков обижался, что песни за него поет бард Сергей Никитин, и в «Служебном романе» таки выговорил право петь самостоятельно, а не раскрывать рот под записи известных музыкантов. Поэтому все вокальные композиции, как и декламация, достались самим актерам. Так, стихи Беллы Ахмадулиной, которые героиня Светланы Немолевой читает в картине, не были на момент выхода фильма опубликованы, и много лет актриса переписывала их от руки и отсылала поклонникам. Правда, когда «У природы нет плохой погоды» победила в «Песне‑78», на сцену вместо Фрейндлих вышла Людмила Сенчина: сама Алиса Бруновна была очень плотно занята в театральных постановках.

КСТАТИ

Несмотря на блестящий актерский ансамбль, главной звездой фильма, по мнению многих, является знаменитый крылатый конь — подарок юбиляру Бубликову. Бронзовый Пегас на тот момент уже был востребованным «киноартистом»: он успел сняться в «Алых парусах», появиться в «Бриллиантовой руке» и постоять в кабинете Шелленберга в «Семнадцати мгновениях весны». Впоследствии Пегас продолжил свою кинокарьеру, его снимали в фильмах «Формула любви», «Старый Новый год» и «Ширли‑мырли». Сейчас заслуженный конь находится в запасниках «Мосфильма», предложений о съемках ему пока не поступает.


Также в «Служебном романе» мельком видим в интерьерах прекрасную мраморную статую девушки — несколько лет спустя она займет центральное место в «Формуле любви» Марка Захарова, где вокруг нее будет крутиться весь сюжет.



 
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter