О чем докладывал Президенту министр юстиции

Новая Конституция требует обновления законодательства

Дисциплина и кадровая политика, корректировка законодательства в развитие новой Конституции, работа адвокатуры и нотариата, исполнение решений судов, суть гражданского общества. О чем докладывал Президенту министр юстиции

От эффективности работы Министерства юстиции во многом зависит соблюдение законности в стране, защита интересов государства и людей. Об этом говорили вчера во Дворце Независимости, где Президент принял с докладом министра юстиции Сергея Хоменко. Обсудили практически все направления деятельности Минюста. В том числе корректировку правовой базы в развитие новой Конституции, принятой на референдуме в феврале. Александр Лукашенко подчеркнул:

— Мы приняли новую Конституцию. Создали новый каркас нашего государства в сфере законов и законотворчества. Естественно, мы должны были давно посчитать, сколько нам надо изменений, дополнений, сколько законов принять в развитие той Конституции, которая сегодня действует. И эту работу надо немедленно разворачивать.

Вопрос номер один

С момента назначения Сергея Хоменко на должность министра юстиции прошло полгода. Однако, как заметил Президент, нагрузка на госслужащих огромнейшая, сродни военной службе, а значит, срок деятельности нового министра можно смело увеличивать вдвое. Времени вполне достаточно, чтобы погрузиться в специфику ведомства, оценить свежим взглядом, что необходимо сделать для совершенствования его работы. Именно это требовал от нового министра Александр Лукашенко при его назначении в октябре прошлого года. Пришла пора доложить о том, что уже сделано и что еще предстоит.

Глава государства очертил несколько главных направлений для обсуждения. Начал с кадрового вопроса и исполнительской дисциплины, подчеркнув:
— Кадровая работа вопросом номер один всегда была, есть и будет.
Кстати, о роли исполнительской дисциплины в деятельности любой организации Сергей Хоменко знает не понаслышке. Ранее он проходил службу в органах внутренних дел, был заместителем министра внутренних дел. Поэтому в начале своего доклада прежде всего остановился на тех мерах организационного характера, которые были приняты им в системе министерства:
— В основу деятельности был положен следующий принцип: дисциплина — это фундамент управленческой деятельности, и опираться она должна на кадровый потенциал.
Министр рассказал, что уже на начальном этапе стало ясно: необходима корректировка ряда управленческих действий. В частности, порядка планирования (в том числе не только краткосрочного, но и стратегического), совершенствования системы контроля за выполнением поручений, приведения в порядок учета и хранения документов и, конечно же, совершенствования кадровой политики не только к подразделениям, но и к каждому должностному лицу.

Времени на раскачку нет

Актуальная и наиважнейшая сейчас тема — нормотворчество. Вступление в силу новой Конституции потребовало масштабной ревизии всего законодательства. И это задача не только для Минюста. Вместе с Сергеем Хоменко на доклад к Александру Лукашенко пришла и заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс.

— Вам обоим придется этим заниматься прежде всего, — сказал Президент. — Мы все будем к этому процессу причастны, потому что нормотворчество не может зависеть только от двух человек или же от двух ведомств. Это исключено. Вся страна должна заниматься этими процессами.

Александр Лукашенко поинтересовался, как видят эту работу в Министерстве юстиции и когда планируется ее начать. Напомнил, что правовую базу необходимо привести в соответствие с обновленной Конституцией в течение двух лет, а это время пролетит очень быстро:

— Поэтому надо основные законы принимать сейчас.

Каким быть адвокату

Еще одна важная сфера ответственности Минюста — адвокатура и нотариат. Президент рассчитывает, что министерство будет не только контролировать их работу, но и управлять процессами, связанными с этими направлениями:

— Это непростые структуры, которые создавались в свое время заинтересованными лицами. Почему я так активно вмешивался, вмешиваюсь и контролирую работу адвокатуры и нотариата? Там некоторые хотели чего-то поиметь, прежде всего для себя. И это на вашей памяти. Вы помните, как мне пришлось разрушать эту, как я ее тогда грубо называл, «банду», которая там была создана. Не думаю, что мы там решили все вопросы.

Далее Александр Лукашенко озвучил принципиальные требования:
— Адвокатура должна быть под контролем, но должна действовать по закону и должна быть настоящей адвокатурой. Адвокат должен выполнять свои функции, не боясь ничего. Но в то же время мы должны понимать, что это государственный человек.
И его действия должны быть основаны на нормах закона, а не каких-то придуманных нормах — свободы слова и прочей свободы. Мы уже наелись этой свободы. Слава богу, увидели, какую свободу нам сюда несут.

Президент также обратил внимание на предстоящую большую работу в партийном строительстве и наведении порядка в общественных объединениях:

— Обязательно надо людям и обществу четко дать сигнал, что такое гражданское общество, из чего оно у нас состоит, и это отразить в законах. Законодательство четко должно это определять.

Есть решение — надо исполнять

Отдельно Глава государства остановился на работе службы принудительного исполнения, которая в свое время была выделена в единую структуру. Напомним, с 2014 года после проведения судебной реформы в стране функционирует вертикальная система органов принудительного исполнения, независимая от судов и подчиненная Минюсту. Александр Лукашенко поинтересовался, как они работают сегодня и чего не хватает:

— И вопрос в связи с этим, который отмечался на последнем совещании (по вопросу   обеспечения законности и правопорядка в стране, 19 апреля. — Прим. ред.), — исполнение решения судов.

Александр Лукашенко констатировал, что судебные исполнители «изымают всего ничего» по принятым судебным решениям. Как докладывал во вторник на совещании Генпрокурор Андрей Швед, доля взысканий составляет менее 10 процентов, а по исполнительным документам по возмещению ущерба, причиненного преступлением государству, — всего 3,6 процента.

Обращаясь к министру юстиции, Президент подчеркнул:

— Задолженность в бюджет должна быть железобетонно исполнена. И вы как генерал лучше, чем кто-нибудь, должны понимать, что это должно быть решено. Это наказание, принятое судом. Его никто не оспаривал, даже свядомые, беглые и прочие, не говоря уже о нормальных людях, которые живут в нашей стране. Никто никогда не оспаривал.
Надо исполнять решения судов. Поэтому до конца года надо все это зачистить и потребовать исполнения. Не исполняют — вы знаете, что надо делать.

«Судебные исполнители — это руки суда»

Отвечая на вопрос журналистов, с чем связана низкая доля взысканий по решениям суда, Сергей Хоменко признал: в любой системе есть определенные профессиональные недостатки. Однако есть и другая проблема, обратил внимание министр:

— Некоторые ищут все возможные способы уйти от выполнения решения судов. Особенно это подло по отношению к собственным детям в части уплаты алиментов. И выставлять судебного исполнителя лицом, которое несет зло… Нет.
Судебные исполнители — это руки суда. Это те, кто исполняет решения. А решения суда должны быть святы.
Он также убежден: учитывая моральную сторону вопроса, исполнять судебные решения лица, в отношении которых они вынесены, должны без понуждения, по своей инициативе.

В связи с этим вопрос от представителей СМИ: нужны ли более жесткие полномочия для судебных исполнителей? Мнение Сергея Хоменко на этот счет такое: если между судебными органами, органами принудительного исполнения, Следственным комитетом, Генеральной прокуратурой, КГК будет налажено тесное взаимодействие, вопрос можно решить. Особенно с физическими лицами. С юридическими — ситуация несколько сложнее, поскольку судебные исполнители не должны допустить подрыва экономической стабильности предприятий.

Ольга Чуприс и Сергей Хоменко.

«Помощь по всем направлениям»

В интервью журналистам Сергей Хоменко подчеркнул, что основная стратегическая линия Министерства юстиции — это оказание помощи людям по всем направлениям деятельности ведомства. В том числе это касается адвокатской и нотариальной службы. Министр отметил, что эти специалисты работают в соответствии с принципами доступности, независимости и законности:

— Но основным словом является все-таки слово «законность». Да, адвокат независим на процессе и в ходе выполнения задач, которые стоят перед ним в рамках профессиональной деятельности. Но вместе с тем основой, фундаментом стабильной жизни нашего общества является государственность каждого человека. Без разницы — нотариус он, судебный исполнитель, работник архива или музея.

На вопрос, не отразится ли упразднение адвокатских бюро и индивидуально практикующих адвокатов на доступности этих услуг, Сергей Хоменко ответил так:

— Основным показателем доступности является наличие различного рода претензий, жалоб со стороны наших граждан, когда услуги адвоката недоступны или в услугах отказано. Таких жалоб на сегодняшний день нет.

В ТЕМУ

По данным Минюста, на начало апреля в Беларуси работают 1836 адвокатов в 184 юридических консультациях. Юридические услуги на основании выданных лицензий оказывают 1323 индивидуальных предпринимателя и 334 юридических лица.

В результате изменений в законодательстве усилена роль государства в регулировании адвокатской деятельности, упразднены адвокатские бюро и индивидуально практикующие адвокаты: прекращена деятельность 393 адвокатов, которые работали индивидуально, и 97 адвокатских бюро.

В ближайшее время планируется ввести аттестационный экзамен для лиц, оказывающих юридические услуги, как необходимое условие получения лицензии. Как считают в Минюсте, это повысит ответственность таких лиц, а также позволит министерству оперативно реагировать на возможные факты их деструктивного поведения.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Разговор у Президента

В вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» министр юстиции Сергей Хоменко рассказал о деталях состоявшегося у Президента разговора. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

О содержании встречи

— Разговор с Главой государства, думаю, для каждого государственного деятеля — это экзамен, на котором проверяется правильность выбранного пути, стратегии и тактики действий. Министерство юстиции — весьма специфичный республиканский орган госуправления, который охватывает деятельность в самых различных сферах. Поэтому то знание вопроса, с которым Глава государства ставил задачи на перспективу, знание положения дел, конечно же, впечатляет. Как человек, в прошлом прошедший достаточно серьезную военную службу, отмечу, что одна из основ деятельности военного человека — это уверенность в правоте своего дела. Подпитка этой уверенностью от Президента, наверное, один из главных итогов работы, проделанной в течение прошедшего полугода.

О законотворчестве

— Основной посыл, исходящий от Главы государства, — оказывать помощь людям. Везде, во всех направлениях, будь то нормотворчество, адвокатура, нотариат или действие органов принудительного исполнения. Закон — это те правила, которые должны делать жизнь лучше. И именно об этом говорил Президент.
В ближайшее время особое внимание будет уделено подготовке проектов законов «О гражданском обществе», «О Всебелорусском народном собрании», «О местном управлении и самоуправлении».
Закон должен быть разработан так, чтобы обеспечить, с одной стороны, тесное взаимодействие между государством и гражданским обществом. С другой стороны, каждый в нашем обществе должен понимать, что от рядового гражданина зависит в том числе стабильность и мирное небо в стране.

Составлен проект плана по корректировке законодательных актов. Дано всего лишь два года. Вероятно, усилия будут направлены на то, чтобы все сделать еще быстрее. Мир развивается весьма быстро. И на процессы, которые происходят, должна быть немедленная реакция. В первую очередь в области экономики.

О проблеме исполнительного производства

— Решение суда должно выполняться неукоснительно. Поэтому управлениям принудительного исполнения в районных и областных центрах поставлена задача до конца года полностью разобраться со всеми вопросами, стоящими перед исполнителями в рамках выполнения судебных решений. Все усилия главного управления принудительного исполнения и руководства министерства будут направлены в том числе и на решение этой задачи. На мой взгляд, она может быть решена только в тесном взаимодействии с органами прокуратуры, судебными органами, Комитетом госконтроля, органами внутренних дел.

О гражданском обществе

— Работа по разъяснению гражданам понятия гражданского общества уже проводится. Задействованы все: от Администрации Президента, Совета Республики до органов исполнительной власти, местных Советов депутатов. Вырабатывается формулировка — что такое «гражданское общество», какие имеются субъекты гражданского общества, каковы формы взаимодействия гражданского общества...
Квинтэссенцией всего является основной тезис о том, что представители гражданского общества — это те люди, чья деятельность направлена на поддержание конституционного строя и развитие нашего государства.

Об общественных объединениях

— У таких организаций (которые под видом работы спонсировали деструктивную деятельность в Беларуси. — Прим. ред.) нет будущего. Основной смысл создания общественных организаций — сосредоточение усилий на каком-то направлении: спортивном, молодежном, в области искусства, творчества. И такие инициативы (на благо людей, конечно же) будут поддерживаться государством.

Но когда создается организация под видом так называемого блага, а за такой маскировкой действуют люди, которые пытаются разрушить стабильность, хочу сказать, что Министерство юстиции, находясь на страже справедливости, будет делать все в рамках законодательства, чтобы не допустить подобных проявлений в обществе.

Об адвокатах, лишенных лицензии в 2020-м

— У каждого человека есть шанс исправить ситуацию. Социальность нашего государства заключается именно в том, что оценивается не сам человек — оценивается его поступок. Да, около 50 адвокатов были лишены лицензии за нарушение законодательства, административного или уголовного. И такие действия квалификационной комиссии соответствуют закону.

Если адвокат участвовал в несанкционированном мероприятии, оказал активное сопротивление сотрудникам внутренних дел, какое решение должен принять министр? Я считаю, такой человек не может быть членом адвокатского сообщества.

Чтобы защищать кого-то, надо начать с себя, быть личным примером для других.

О роли Минюста в расследовании геноцида белорусского народа

— Наша задача в Год исторической памяти — поднять максимальный пласт нашей истории. Сегодня архивисты Минюста отыскивают максимальное количество примеров жестокости и садизма, проявленного немецко-фашистскими захватчиками и их приспешниками. То, что мы сегодня показываем на нашем сайте, — кинофотодокументы, письменные и фотоматериалы — все это должны знать люди.
Второе направление: мы не знаем еще всех своих героев. И их имена также должны быть подняты. Потому что память о них — это воспитание нового поколения, фундамент нашей национальной безопасности и суверенитета.
Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter