О строительном бизнесе

Ничего личного. Только бизнес

Нарастить экспорт товаров и услуг — требование времени. Строительных — в том числе. Вот только почему–то за последнее время руководители двух крупных строительных предприятий Брестской и Витебской областей, возводивших жилье в России, оказались под следствием. У нас их обвиняют в нанесении ущерба государству на миллиарды рублей. А восточные соседи заносят их компании в списки неблагонадежных. Как же в строительном бизнесе найти надежного партнера за рубежом, сохранить репутацию, не нарушить закон да еще и валюту для страны заработать?


Спрос на услуги наших строителей есть сегодня в Москве, Вязьме, Брянске, Смоленске, Пскове, Калининграде, Санкт–Петербурге, других российских регионах. Относительно недорогое и качественное жилье строить мы научились. Помогла модернизация заводов крупнопанельного домостроения. Витебский ДСК, например, в обновление своего завода КПД вложил 300 миллиардов рублей. Витебский домостроительный комбинат, к слову, одно из тех предприятий, бывший руководитель которого обжегся на экспорте услуг в Россию. Против него возбуждены два уголовных дела. В минувшем году он построил несколько жилых домов в Вязьме и Смоленске. Отправлял туда рабочих, посылал технику. В дома уже новоселы въезжают, а российские заказчики не торопятся рассчитаться за переданные проекты, стройматериалы. Хотя по нашему законодательству сроки оплаты давно прошли. Нарушен ли здесь закон — разберутся следователи. Но вот то, что работа за рубежом мешала выполнению программы жилищного строительства дома, видно уже сейчас. На Витебщине в минувшем году из запланированных 600 тысяч квадратных метров жилья возвели лишь 350 тысяч. ДСК, мощнейший застройщик в области, за год в Витебске ввел в эксплуатацию всего... 7 домов. Это 41 тысяча квадратных метров. А ведь при полной загрузке завода КПД он один может наполовину выполнить областную жилищную программу–2014, равняющуюся 410 тысячам «квадратов»! Сегодня в России предприятие ничего не строит. Но от экспорта услуг вовсе отказываться не намерено.


А вот новополоцкий строительно–монтажный трест № 16 пошел иным путем. Строительные бригады в Россию он не посылает, а намерен продавать в Ленинградскую область только комплекты для возведения крупнопанельных домов собственного производства. При 100–процентной предоплате. Приходится перестраховываться. Опасаются, чтобы не подвели партнеры. Поди потом отсуди свои деньги... Хотя никто белорусам не запрещает работать в России по российским же правилам. Пример — витебское ОАО «Жилстрой», у которого в Смоленске имеется собственное представительство. В минувшем году акционерное общество там возвело многоэтажку. Сейчас проектирует другую. Все разрешения, чтобы считаться полноправным игроком российского строительного рынка, имеются. А обмануть, по мнению гендиректора «Жилстроя» Александра Литвинова, могут и в Беларуси. Бизнеса без риска не бывает. Но как минимизировать риски?


По этому поводу существуют разные мнения. Нужны, мол, межправительственные соглашения. Или большой холдинг, который займется организацией работы белорусских строительных компаний в России. Или как минимум поможет избежать им конкуренции между собой. В Минстройархитектуры сказали, что создания республиканских структур для экспорта услуг не планируется. Объединить предприятия, подчиняющиеся разным собственникам, в принципе невозможно. А вот в регионах или отдельных отраслях это реально. К примеру, в сфере производства цемента или изготовления проектов. Понятно, что единственно правильного рецепта здесь не будет. При всех опасностях российского строительного рынка для нас он остается открытым. Принимая правила игры, любая белорусская компания в том или ином качестве может стать его участником. Только вот законы соблюдать нужно — и россиянам, и белорусам.


Советская Белоруссия №33 (24416). Четверг, 20 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter