Любовь Кириллова — о текстильном Фаберже, слуцких поясах и любви к сказкам

Ни дня без строчки

ШЕЛК, атлас, бархат, парча... Для кого-то ткань — материал, а для художницы Любови Кирилловой — холст. Текстильная живопись — так обычно характеризуют ее работы, хотя сама Любовь Николаевна дает собственному творчеству другое определение: авторский декоративный стиль, или текстильное Фаберже. Нескромно? Ничуть! Ведь каждое ее произведение — тончайшая работа, в которой (помимо собственно ткани) использованы десятки видов бусин, стразов, стекляруса... 

Работы Кирилловой периодически попадают в подарочные наборы для первых лиц.

Картины Любови Кирилловой высоко оценены в том числе на государственном уровне: в качестве подарков от Президента Беларуси их вручают лидерам государств и другим высокопоставленным лицам. Кроме того, произведения художницы украшают сегодня один из залов Дворца Независимости, парадный холл Верховного Суда Беларуси, ЗАГС Октябрьского района Минска, стены Храма-памятника Всех Святых, а также Деловой и культурный комплекс посольства Беларуси в Москве.

— Любовь Николаевна, совсем недавно в Зале торжественных церемоний Дворца Независимости состоялась ваша персональная выставка. Не каждый художник удостаивается подобной чести.

— Безусловно, любой мастер хотел бы там однажды выставиться. Для меня это не просто огромная честь, но и большой подарок небес. За день до своего юбилея я узнала, что мои картины отобраны для выставки во Дворце Независимости. Чудо? Не иначе. Потому что в нашей стране действительно много хороших художников. И, насколько знаю, до меня персональных выставок текстильных работ во Дворце Независимости не было, исключительно живописные. Как на меня вышли? Очень просто: мои картины находятся в государственном подарочном фонде. Не скажу, что часто, но периодически они попадают в подарочные наборы для первых лиц. Так, осенью 2022 года наш Президент презентовал мою работу генеральному секретарю ШОС Чжан Мину.

— Для выставки вы предоставили 34 работы, хотя их, знаю, намного больше. Отобрали самые лучшие?

— А как иначе? Пришлось вспомнить весь период своей творческой деятельности. Например, моей «Хозяйке Медной горы» уже 20 лет. Это действительно знаковое для меня произведение, на его создание ушел почти год. Сколько всего у меня картин? Не знаю, может, 100, может, 200. Напишите: много. Я не из тех, кто считает.

— Над чем работать сложнее: многометровыми художественными панно для интерьеров общественных учреждений или над частными негосударственными заказами?

— Каждое мое произведение сложное как по объему работы, так и по степени исполнения и качеству. Горжусь каждым, у меня нет ни одного проходного. Когда меня пригласили создать в соавторстве 30 трехметровых панелей по мотивам слуцких поясов для Слуцкого зала во Дворце Независимости, было, конечно, очень ответственно. Ведь столько прекрасных белорусских художников участвовали в его оформлении... Дворец Независимости для меня как шкатулка с драгоценностями. Любуюсь каждым залом. Мощную работу получилось создать в соавторстве и для Делового и культурного комплекса посольства Беларуси в Москве — это занавес 7 на 12 метров в текстильной технике с использованием металла. Но самое интересное, что к маленьким работам я пришла именно через большие. Для меня миниатюрные картины делать сложнее. Это только кажется, что должно быть наоборот.

— Вы модельер по образованию. А когда обратились к текстильной технике?

— Знаете, почему один художник становится графиком, другой — скульптором, а третий предпочитает исключительно акварельные краски? Дело в материале. Если ты нашел свой материал, растворился в нем, то у тебя с ним обязательно получится. И работать дальше будет одно наслаждение. Так случилось со мной: я хорошо чувствую ткань. Поэтому долгое время работала с одеждой, создавала в том числе костюмы белорусским эстрадным исполнителям. В начале 1990‑х выиграла один из престижных конкурсов с хорошим денежным призом, могла себе позволить воплотить любые задумки. Попробовала делать декоративные панно — понравилось. В 1994 году родился второй сын Николай, и с этого времени я перестала иметь какое-либо отношение к одежде, даже для себя перестала шить. В 1999‑м я вступила в Белорусский союз художников. А перед этим задумалась: художник я все-таки или так и останусь «швеей-мотористкой»? Ответила для себя на этот вопрос и с тех пор занимаюсь только тем, что люблю.
Тружусь каждый день, кроме воскресенья. У меня, как у поэтов: ни дня без строчки.
Только в моем случае строчка машинная. Хотя если бы мне в 8‑м классе кто-то сказал, что я всю жизнь буду шить, очень удивилась бы. Для меня уроки труда были каторгой. А потом, когда поступила в Минский технологический колледж, отношение к шитью изменилось: от негатива до позитива.

— Работаете над несколькими панно одновременно?

— Никогда! Для меня творчество — это потребность. Каждая работа как новый ребенок. Требует внимания. Поэтому пока одну не закончу, за другую не берусь. Часто на выставках спрашивают: а кто вам рисует эскизы? Люди думают, что если ты шьешь, то рисовать не умеешь, в крайнем случае перерисовываешь чужие произведения. Это в корне неверно. Как автор, я должна быть и художником, и швеей, и дизайнером, и конструктором. Более того, если одна работа хорошо идет, это не значит, что и другая пойдет как по маслу. Творческий процесс — всегда головоломка. Когда сделала первую картину и продала ее, поняла: я нашла себя в творчестве. И сегодня могу дать совет начинающим художникам: всегда бейте в одну точку. Поставили цель — не сходите с дороги.

Любовь Кириллова: Как автор, я должна быть и художником, и швеей, и дизайнером, и конструктором.

— Для каждой картины покупаете новую ткань или используете уже имеющиеся остатки?

— Подбор ткани для каждой новой работы — это целый процесс. Сначала составляю цветовую гамму, потом прихожу в магазин и выбираю нужную. Причем картина сама мне «подсказывает», отсекает все лишнее. Остатки использую редко, все-таки я не работаю в технике лоскутного шитья. Самое интересное в моей технике — разность фактур. Есть, например, у меня работа «Валошкi» («Васильки»). На ней более 50 цветков, однако нет ни одного повторяющегося. Потому что василек — символ не только Беларуси, но и других стран. Как люди в них разные, так и васильки в каждой стране разные — такая идея была мною заложена. К слову, о тканях. Недавно одна женщина нашла меня через Национальный художественный музей, позвонила и сказала, что у нее есть старинная парча, которая мне пригодилась бы. Мы встретились, и она подарила мне эту ткань с историей. Уже есть идеи, куда ее применить.

— У вас много работ на сказочную тематику. Любите сказки?

— Обожаю! В детстве перечитала все: и русские народные, и 14 томов Джека Лондона, и всего Марка Твена, и Бажова, и Аксакова... Одна из моих последних работ как раз «Аленький цветочек». Когда готовила ее описание к выставке, вдруг поняла: так ведь аленький цветочек — это белорусская «папараць-кветка»! Все сходится! Во-первых, купец привез его дочери из далекой страны. Во-вторых, цветет лишь раз в год алым цветом. Как и наш мифологический цветок! Так что истоки моего воображения идут из детства и тех книг, которые когда-то прочитала. А фантазия у меня неисчерпаемая, проблем с этим нет.

— Ни разу не видела вас с работами в «городе мастеров»: ни на «Славянском базаре», ни в Александрии. А ведь говорят, там самый хлеб для художников...

— В Витебск на «Славянский базар» я приезжала. Правда, не торговала, участвовала в выставках. Отклики были очень хорошие. Одна поэтесса под каждую мою работу даже сочинила небольшое стихотворение. А что касается участия в «городе мастеров», то это не моя ниша. Кто-то находит там себе покупателей, меня же в основном знают по выставкам. Несколько лет назад в Национальном художественном музее проходила выставка, посвященная митрополиту Филарету. Там были представлены и мои произведения. Так вот один из посетителей, вдохновившись ими, вышел на меня. Бывает, люди приходят на выставки, ничего от них не ожидая, а уходят вдохновленные, глаза сияют, рот до ушей. Энергия, творческое вдохновение всегда передается. Это в том числе моя миссия как художника — радовать.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter