«Блондинке за углом» стукнуло сорок

Невозможное возможно

Эта сатирическая комедия была встречена в штыки критикой и на ура зрителями. «Блондинка за углом» — фильм, с которого началась популярность режиссера Владимира Бортко и который стал визитной карточкой актрисы Татьяны Догилевой на долгие годы. История неприспособленного к жизни астрофизика Николая, на волне разочарования в профессии ушедшего в грузчики, и его фактически антипода — продавщицы Нади и тогда, и сейчас воспринимается чистой фантастикой (хотя авторы фильма прямо в титрах и объявляют его «фантастической историей»). Однако это не умаляет стойкой любви зрителей к кинофильму.


Изначально сценарий «Блондинки за углом», написанный Александром Червинским, был гораздо жестче, чем версия, дошедшая до широкой публики. Однако тот, первый фильм, безжалостно высмеивающий неофициальную советскую систему блата и личных связей, которые дают доступ к любым элитным товарам и возможностям, и противопоставлявший блатных обычным гражданам, был встречен в Госкино бурей возмущения. «Пасквиль на советскую действительность» — самое мягкое, что звучало в адрес «Блондинки». Конечно, и продавщица Надя — образ гипертрофированный, уходящий местами даже не в сатиру, а в пародию, и положительный вроде герой Николай — редкостный недотепа.  
Но тандем Татьяны Догилевой и Андрея Миронова заставляет верить в то, что невозможное возможно, а противоположности могут сойтись.
Причем Андрея Миронова Бортко долго уговаривал сниматься — у прославленного артиста не было особого желания работать с молодым режиссером. А вот Татьяну Догилеву он, напротив, изначально отверг: во‑первых, Надя по сценарию была красавицей, а Догилевой, у которой было уже достаточно ролей в кино, пусть небольших, неоднократно в лоб говорили, что у нее «неудачная» внешность для кинематографа. Бортко и решил‑то ее попробовать только потому, что его просил об этом пожилой тяжелобольной отец — режиссер театра. «Снимай Дюгилеву, — путая фамилию, говорил Владимир Бортко — старший. — Она идеальная Надя».


Актриса позже признавалась: «На пробы шла, как в последний бой». Видимо, поэтому, поймав кураж, на пробах она полностью проигнорировала все указания режиссера, сыграв Надю так, как сама ее увидела и прочувствовала. Пробы она, конечно, не прошла, но режиссеру запомнилась.

Однако… пересмотрели сотни фотографий самых красивых актрис — ни одна из них не тянула на энергичную и пробивную Надю. Руководство «Ленфильма» выставило свою кандидатуру — Александру Яковлеву (Аасмяэ), и Бортко внезапно сам для себя начал отстаивать Догилеву, оценив ее искренность и напористость: так могла себя повести именно Надя! И она была утверждена. Впрочем, с этого начались мучения: волосы приходилось нещадно жечь пергидролем все время съемок — так что в какой‑то момент они начали вылезать клочьями, и кошмарный ежик на затылке спешно маскировали специалисты‑постижеры. Причем втайне от режиссера, ибо выслушивать все, что он скажет, увидев облысевшую актрису, никто не жаждал.

Двигателем съемок был Андрей Миронов — он бился с чиновниками, заставлявшими переснимать сцены по два‑три раза, всех подбадривал и поддерживал, несмотря на то, что сам на тот момент был уже нездоров. 
Единственный момент, когда актер вышел из себя, случился во время съемки сцены с луком. Короб, в котором, закопавшись в луковые головки, лежал Миронов, изображая пьяного, находился в реальном магазине — и, как полагается, температура в помещении была около пяти градусов. А Бортко в этот момент увлеченно ругался с оператором, споря, как нужно снимать. Интеллигентный и вежливый Миронов терпел 45 минут, но, окончательно замерзнув, не выдержал — и воздвигся из лука, выдав гневную тираду, богатую народной лексикой. Рассерженного артиста пришлось ловить, успокаивать и уговаривать вернуться к работе.

«Вообще Миронов был невероятно добр, — вспоминала Татьяна Догилева. — Он даже взял надо мной «культурное шефство». Также тепло отнеслась к молодой актрисе и другая звезда — Елена Соловей, игравшая Регину. Актерский ансамбль «Блондинки за углом» в целом впечатляет: в роли родителей Николая — острохарактерная Евгения Ханаева и Марк Прудкин, которому было на тот момент уже 84 года. Пожилому актеру съемки давались нелегко — он мог работать по полчаса, не больше, далее требовалась передышка. Много сил потребовало и озвучивание, и тогда бедный Прудкин взмолился: «Не мучьте меня, возьмите дядю Зяму Гердта» — и в фильме Гаврила Максимович именно голосом Гердта и говорит. В небольших ролях засветились колоритный Баадур Цуладзе — мясник Рашид Рашидович, народный артист Павел Кадочников, Анатолий Равикович, Алексей Жарков и Сергей Бехтерев, согласившиеся сыграть в эпизодах.  

Но самый запоминающийся второстепенный персонаж — это, конечно, брат Нади по прозвищу Крокодил. Молчаливого Гену, у которого в фильме нет ни одной реплики, потрясающе сыграл актер Анатолий Сливников.
Владимир Бортко как режиссер был чрезвычайно требователен — на «Блондинку за углом» он поставил буквально все, оттого изводил и себя, и окружающих, и даже реквизит. Так, дефицитные продукты в кадре из‑за огромного количества дублей к концу дня портились — и для того, чтобы изобразить бутерброды с черной икрой, например, бутафорам приходилось чернилами красить пшенную крупу. Словом, съемки шли сложно и предельно нервно, но пробить фильм и довести его до экрана оказалось еще сложнее, чем снять. Полностью закрыть картину и положить на полку в Госкино не посмели только потому, что в одной из главных ролей снимался суперпопулярный Миронов, который с подобным ни за что бы не смирился.


Однако цензурные ножницы покромсали множество слишком острых реплик (впрочем, и оставшихся с лихвой хватило на то, чтобы пополнить кинословарик крылатых фраз). Фильм обрезали так, что хронометраж составлял не более часа, что было, конечно, недопустимо. Поэтому в «Блондинке за углом» появились музыкальные вставки, написанные композитором Исааком Шварцем на сборную солянку стихов. Логика чиновников была проста: Миронов же любит петь — вот пусть и поет! Кроме того, требовалось доснять оптимистический финал: астрофизик, убегающий с собственной свадьбы от жены, сбросив пиджак и брюки, и толпы блатных — это не комильфо и не радостно. Так появилась короткая вставка «с Крайнего Севера» — хеппи‑энд, показывающий, что все преодолимо, что Николай вернулся к научной работе, а хваткая деловая Надя, как жена декабриста, готова отправиться за мужем на край света и там создать ему все условия. Потому что для настоящей женщины, бьющейся за домашний очаг, и на полюсе «нет проблем».
Критики «Блондинку за углом» поливали нещадно — и по заказу, и без. Однако свое слово сказал простой советский зритель: только за 1984 год картину Владимира Бортко посмотрело 24 миллиона 100 тысяч человек. 
Режиссер заявил о себе как о состоявшемся мастере, а Татьяна Догилева наконец‑то сыграла свою звездную роль. И, к слову, с Бортко, который так не хотел ее снимать, они сотрудничали и после: в 1990‑м Догилева сыграла в его знаменитом фильме «Афганский излом».


ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter