РАПС, напомним, произошел от скрещивания сурепицы с капустой и долгое время не воспринимался аграриями как добротная сельхозкультура. Но в последние годы мир переживает настоящий рапсовый бум. При этом немаловажно, что и цена остается достаточно привлекательной — до 400—420 долларов за тонну семян. В мировом земледелии площади под рапсом постоянно растут, сейчас это около 31 миллиона гектаров. По объему производства маслосемян он вышел на третье место, уступая лишь сое и пальме. Гектар рапса дает 1,1 тысячи килограммов масла, в то время как подсолнечник — 600, а соя около 300 килограммов.
Уходим в минус
А что же у нас? Столь перспективной масличной культуре вроде бы должны уделять пристальное внимание. Тем более в структуре посевных площадей за ней уже порядка 10 процентов. Закупочная цена постепенно увеличивается, и аграрии довольны. Они используют в основном озимые сорта, и, подчеркнем, почти стопроцентно белорусской селекции.
И на этом стоп! Особого повода для оптимизма, к сожалению, нет. В прошлом году у нас собрано всего около 460 тысяч тонн маслосемян против 867 тысяч в 2014-м. Посевная площадь уменьшена с 397 до 240 тысяч гектаров. Помимо гектаров, в минус ушла и урожайность. В среднем по стране получили 19,1 центнера на круг, что гораздо ниже уровня 2014 года — 21,8 центнера. Более-менее положительный результат в Гродненской области — 27,2 центнера, однако и он меньше, чем год назад. Минимум — 11,2 центнера с гектара — на полях Могилевщины.
Конечно, резкое падение урожайности можно списать на неблагоприятные погодные условия, когда из посеянных осенью перезимовало лишь 60 процентов, что и сказалось на итогах. Свое веское слово так и не сказали еще и отечественные ученые-селекционеры. Нет у нас до сих пор морозостойких сортов. Вот и получается, что на Витебщине в некоторых районах иногда вымерзает до 80 процентов озимого рапса.
Что немцу хорошо, то и нам полезно?
Сейчас основная тема — переработка. Только она, как доказывают факты, дает конкретный и конечный результат. Специалисты признают, что семена рапса сложнее переработать, чем подсолнечника — много отходов, поэтому и стоимость самой продукции выше. Зато рапсовое масло берет другим: оно дешевле подсолнечного и более полезно для здоровья. Таким содержанием ценных ненасыщенных жирных кислот могут похвастать лишь оливковое и льняное. Но первое может позволить себе далеко не каждый, а второе встретишь весьма редко.
К сожалению, наш потребитель, привыкший к запаху подсолнечника, все достоинства рапсового масла не оценил. А я вспоминаю, как около десяти лет назад на него был настоящий аншлаг. Покупатели сметали его с прилавков, а поставщики — со складов предприятий, соглашаясь на любые условия. Из-за неурожая подсолнечника в мире цены резко подскочили вверх. В то время бутылка подсолнечного масла стоила семь тысяч рублей, а рапсового — в два раза меньше. Уже тогда все рассмотрели его ценовое преимущество. Но вот качество и вкус как-то оставили вне поля зрения. Напрасно…
Замечу, что четыре десятилетия назад жители Германии, как и современные белорусы, предпочитали только подсолнечное масло. Хотя в их климатических широтах рапс прекрасно рос. Переубедить консервативных немцев перейти на более дешевую и полезную масличную культуру помогла лишь упорная разноплановая реклама. На это ушло 15—20 лет. Теперь же в Германии из десяти бутылок растительного масла, которые продаются в супермаркетах, восемь приходится именно на рапс.
Теоретически же рапсовое масло можно сделать и с запахом подсолнечного, а также другими, даже шоколада. Это еще одна его поразительная особенность. И надо сказать, что, как бы мы его ни избегали, от рапса нам уже никуда не деться. Сами того не ведая, мы едим его в составе майонезов, спредов, наполнителей для конфет, вафель и печенья. Например, тот же Минский маргариновый завод поставляет свои жиры и маргарины на хлебозаводы, кондитерские предприятия. И большая часть его продукции производится именно из рапсового масла!
Картина маслом
Кстати, к 2020 году внешние закупки членами ЕС сырого рапсового масла прогнозируются на уровне миллиона тонн. Мы уже сейчас поставляем его на энергетические цели, для биотоплива, потребителям из Германии, но прочно занять свою нишу на рынке Евросоюза пока не можем. Но все же Беларусь из страны, импортирующей растительное масло, стала его экспортером. Правда, иногда продажа за рубеж семян рапса и производных из него временно приостанавливается. Но это вынужденная мера, которая позволяет обеспечить сырьем отечественные предприятия.
По оценкам экспертов, емкость белорусского рынка пищевого растительного масла составляет около 110 тысяч тонн. Между тем сейчас продукция отечественных производителей занимает лишь его пятую часть, остальная доля до сих пор принадлежит импортерам.
«Картина маслом» на прилавках магазинов глаз, к сожалению, не радует. Здесь по-прежнему преобладают масла российского и украинского производства далеко не всегда высокого качества, и цена на них в полтора-два раза выше, чем на отечественный продукт.
Известны и такие цифры: в среднем каждый белорус в год потребляет порядка 15 килограммов растительного масла. Много? Нет, говорят специалисты, мало. Оказывается, в Европе эта цифра почти в три раза выше!
Но именно рапсовое масло может создать конкуренцию импортному продукту. Увы, белорусы пока не слышат ученых и производителей, к призывам о «рапсовом патриотизме» относятся с подозрением и по привычке покупают продукт из подсолнечника или оливок. А жаль…
shevko@sb.by