Тенденции высшей школы: есть что беречь, есть над чем работать

Нет образования вне политики

Завершая встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования 13 февраля 2024 года, Александр ­­Лукашенко предложил присутствующим поразмыслить, структурировать поднятые вопросы и ранжировать озвученные проблемы. Подумалось вот что: а почему бы и нам не попробовать это сделать?


Но для того чтобы структурировать, читателю сначала надо увидеть всю картину целиком. Поэтому начнем с того, что Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования (далее — Совет) создан Указом ­­Президента Республики Беларусь от 8 февраля 2001 г. № 71.

Идея создания Совета понятна: руководители учреждений высшего образования (и иных учреждений образования, и организаций послевузовского образования) должны были разрабатывать и готовить предложения, проводить анализ и экспертизу, формировать резервы и ­укреплять связи…

Ну, и по мелочам.

Что для меня, журналиста, странно: в последние годы нету в публичном пространстве Беларуси такого органа, как Совет. Отдельные ректоры, проректоры, деканы, преподаватели — есть. А Совета в нашем медийном поле — фактически нет.

Не могу припомнить ни единой публичной инициативы, с которой Совет бы вышел на уровень ­­Президента. Когда и сама только подготовка вопроса давала бы мощный медийный выхлоп обсуждениями, дискуссиями, сравнениями позиций и подходов.
Ведь Совет, действуй он в публичном поле, мог бы стать лидером мнений профессорско-преподавательского состава всей страны. Поработать локомотивом реформ в высшей школе. Выстраивать векторы развития всего нашего образования.
А уж как бы могли ректоры Совета влиять на умонастроения (и поведение!) преподавателей высшей школы!.. На то, что некоторые из них говорят (и к чему призывают, и чего не говорят) студентам со своих небольших, но зато ежедневных и авторитетных кафедр!..

Наверняка Советом и его членами за эти годы было посеяно немало разумного, доброго, вечного. Но со стороны, когда пытаешься структурировать, все выглядит, как ни жаль, именно так: не услышали мы голос Совета.

И не услышали как раз тогда, когда очень в нем нуждались.

Государевы люди

Еще одно, что удивляет уже не журналиста, а гражданина.

Неожиданным стало, что ректорам наших вузов надо напоминать вот про что: «Вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны».

Никто не мог помыслить, что они — самые хваткие, самые цепкие, самые влиятельные люди мира образования — отодвинут в сторонку как минимум фразу известного в свое время профессора Оскара Пешеля: «Народное образование играет решающую роль в войне».
Ну или, как потом молва приписала Бисмарку: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники». И что уж точно добавил Мольтке: «Не ученый выиграл наши сражения, а воспитатель».
А ведь ректоры — государевы люди. Можно сказать, представители ­­Президента в «своих» вузах, каждый из которых — этакий мини-анклав. Когда, в какой именно момент самоуспокоенность, вальяжность, желание почить на лаврах превратились в «неимоверное закостенение вкупе с махровейшим бюрократизмом»?

По-человечески понятно: у каждого ректора столько манящих задач вокруг! Тут и симпозиумы, круглые и других благородных форм столы, изящная словесность, игра в бисер рейтингов. Для других есть кирпичи и стройки, фонды и бюджеты, оснащение и оборудование, та же подковерная борьба вокруг диссертаций и степеней — вещи, увлекательные сами по себе. Ректору всегда есть чем заняться. До студентов ли тут, порой, до их ли образования и воспитания?

Но надо себя заставлять. Ибо обученные и воспитанные выпускники, качественно работающие «каждый на своем месте», и есть тот самый продукт, которого ожидает от вас страна. Который требует ­­Президент. Совет — не собрание негоциантов. «Вы не коммерсанты — вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному», — напомнил Александр ­­Лукашенко.
По-государственному — это понимать (и другим доводить), что мы все оказались на сломе эпох. Что вновь бездушная география пытается смять нашу страну, не на карте, а взаправду. Что война на этот раз подкралась на мягких лапах, незаметно — и что там у нас со школьными учителями и воспитателями? У вас, товарищи ректоры, — что?
«Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, — Прибалтика, Украина и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? Понятно: для тех стран, на чьи подачки живут. Это не наш путь», — подытожил ­­Президент.

Глаза в глаза

Профессорско-преподавательский состав, за который тоже отвечают ректоры, — отдельная тема, особые вопросы. Взгляд со стороны, возможно, не способен погрузиться в глубину всех насущных проблем, но взгляд со стороны отчетливо фиксирует: доверили тебе — делай. Не можешь — ну, сам скажи, не позорься.

Как можно дать молодому аспиранту вырасти «у себя» в профессора, но так и не стать по пути патриотом? Да хоть бы и просто не специалистом, «подобным флюсу», который не знает, как «компетентно ответить студентам на сложные жизненные, политические вопросы»? Ну ладно, сам до седых волос дожил, а с ценностями так и не определился, — так хоть имей мудрость перед молодыми ни себя, ни вуз не позорить!

Кому за это отвечать? — снова ректору, некому больше.
Оказывается, надо напоминать и про смену поколений, и что нужно системно думать о тех, кто придет после нас, и что оставлять после себя вуз (мини-страну, маленькую систему) следует в надлежащем виде. А для студентов и их родителей ректоры вузов — это ж почти небожители. Давайте не будем ломать землякам восприятие действительности!
Ведь миропонимание может треснуть, если допустить, что ректор — он, в общем, такой же, как сосед на лавке внизу: простой, непритязательный, недальновидный, приземленный… Не разочаровывайте сограждан, уважаемые члены Совета.

Ранжируя поднятые на встрече проблемы, что ни обсуждай, никуда не уйдешь от простого базового: «Патриота может воспитать только патриот». Может, конечно, и не воспитать, но мы же не об общей массе говорим. Перед нами Совет ректоров — элита страны, если не они, то с кого и спрашивать-то?

«Это ваших студентов, одурманенных западными ценностями, мы видели на площадях в 2020‑м. И многие «смыслы», которые их вывели на улицу, были заложены, к сожалению, в ваших аудиториях», — с понятной горечью сказал ­­Президент. А ведь в том самом 2020 году, произнеси ваш Совет слово, сколько горячих голов можно было бы остудить, сколько судеб не поломать! Пара слов, сказанных громко и веско от имени всех ректоров страны… не дождались мы их.

Сами делайте выводы, люди вы умные, остепененные, некоторые даже — хозяйственные. Интеллектуальный пул страны. Неординарный, тонкий, ранимый. Поэтому еще раз заострю: вы — ректоры. Вы — патриоты, по должности, по сердцу, по судьбе. И ваши замы, деканы, завкафедрами — государственники, нет сомнений. Многих знаю лично.

Но и другие есть, давайте честно, и других хватает. Вот об этом и речь. Потому что надо — чтобы все были, как лучшие. Чтобы превзошли себя.

Оно и раньше было зарез как надо, а сейчас и вовсе времени нет. Так что я не прощаюсь с вами, уважаемые члены Совета, — до августа.

Система высшего образования в Беларуси

Число вузов и специальностей

♦ 49 вузов (42 государственных и 7 частных)

♦ Обучение осуществляется по 546 специальностям I и II ступени, по 452 специальностям общего, специального и углубленного высшего образования

♦ В 2023 году внесено 13 новых специальностей общего высшего образования, 8 специальностей углубленного и 2 специальности специального высшего образования.

Целевая подготовка

♦ В 2023 году при плане 4590 человек в 34 вуза на места на условиях целевой подготовки зачислен 3551 человек (77,4 % от плана приема).

♦ Победителями университетских олимпиад стали 820 учащихся, из которых 369 были зачислены без экзаменов в региональные вузы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter