Кому выгодна коррупция на руинах Ближнего Востока

Несокрушимая коррупция на руинах

Ближний Восток теряет миллионы граждан и миллиарды долларов

За нынешним кризисом беженцев, как и за его обострением в 2015 году, — не только разрушение ближневосточных и североафриканских государств силами натовской коалиции, но и дикая коррупция, не позволяющая восстановить былое благополучие. И не позволит, ведь стоят за ней зачастую именно «восстановители», сменившие былую разящую воинственность на еще более сокрушительное казнокрадство.

Бездонная бочка

Бездонной бочкой стал Ирак, объявивший в декабре 2017‑го о победе над «Исламским государством». Год спустя иракское правительство оценило стоимость восстановления затронутых войной участков страны более чем в 88 миллиардов долларов. Причем министерство торговли и планирования уточняло, что Ираку 22 миллиарда требуется немедленно, остальное же — в среднесрочной перспективе.

Шесть лет иракская тема сквозь призму денежных вливаний звучала и в американском конгрессе. Там рассматривался отчет, подготовленный специальным инспектором по восстановлению Ирака Стюартом Боуэном. Основная мысль документа сводилась к тому, что усилия США по восстановлению Ирака, несмотря на потраченные с начала вторжения 60 млрд долларов, не привели к значительному улучшению ситуации в стране. И главные тому причины — коррупция и низкий уровень безопасности в стране, в результате чего не пойми куда запропастились восемь миллиардов долларов.

Впрочем, стоит ли размениваться по мелочам? Весной 2021‑го президент страны Бархам Салех заявил:

— С 2003 года до настоящего времени Ирак потерял из‑за коррупции триллион долларов.
По его информации, менее чем за 20 лет в результате коррупционных сделок за пределы страны было незаконно вывезено 150 млрд долларов.
Вадим Гигин, председатель правления РГОО «Белорусское общество «Знание» (в эфире ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио»):

— Если посмотреть, сколько денег было выделено на реконструкцию Ирака, то этих беженцев не должно быть на нашей границе. Они должны жить в шикарных и очень удобных домах у себя на родине. Одна из версий американских политологов говорит о том, что «Исламское государство» появилось и чуть не захватило Багдад только с одной целью — чтобы списать все эти деньги, которые были потрачены на реконструкцию иракской армии, экономики и инфраструктуры.

Афганский разлом

Еще интереснее ситуация с восстановлением покинутого американцами в нынешнем году Афганистана. За последние 12 лет США потратили на его реконструкцию около 90 млрд долларов. А с 2001 года в восстановление оккупированной горной страны американцы вложили более 137 миллиардов (не считая 740 миллиардов, потраченных непосредственно на боевые действия). Такую астрономическую цифру в феврале 2020‑го привел в своем докладе конгрессу специальный генеральный инспектор США по реконструкции Афганистана (SIGAR) Джон Сопко. Уточнив при этом, что данная сумма в нынешних ценах значительно превышает послевоенный план Маршалла для Европы.
Ведомством Сопко выяснилось, что в грандиозной коррупции и откатах оказались замешаны и госдепартамент, и Пентагон, и Агентство США по международному развитию (USIAD). То самое, активно подпитывавшее деструктивную оппозицию в Беларуси, Украине, Грузии, Кыргызстане…
Особенно преуспело USIAD на ниве «распилов», будучи способным умыкнуть до 50 процентов выделенных на любое дело средств. Американские СМИ обошла и история о том, как Минобороны США потратило 43 миллиона долларов на строительство одной газовой АЗС в афганском Шибаргане — в четыре раза больше реальной стоимости такой автозаправки.

Ливийская финансовая пустыня

Для полноты картины стоит упомянуть и ситуацию в стоящей ныне на пороге президентских выборов Ливии, «арабская весна» которой превратилась в растянутую на десятилетие «зиму». Как заявила в 2020 году глава Миссии ООН по поддержке Ливии (МООНПЛ) Стефани Уильямс, территория страны усеяна военными базами, кругом бесчинствуют иностранные боевики, а ливийские чиновники погрязли в тотальной коррупции.
Впрочем, а могло ли быть иначе после случившегося с многолетним лидером этой страны Муаммаром Каддафи, до которого Ливия была отсталой по многим показателям африканской страной.
После прихода к рулю Каддафи в стране начались преобразования, повлекшие резкий скачок уровня жизни. В 2010‑м — накануне «демократизации по‑западному» — индекс человеческого развития в Ливии был самым высоким в Африке.

После гибели полковника страна фактически распалась на несколько территорий, по сей день контролируемых враждующими группировками. И именно Ливия в 2015‑м стала воротами в Европу для огромного потока беженцев: здесь просто не было власти, которая могла бы их контролировать. 
На этом фоне непрекращающиеся вопли тех же Польши и Литвы про «организованный Беларусью» кризис с беженцами на границе ЕС не просто не выдерживают критики. Они наводят на размышления: уж не попытки ли Варшавы и Вильнюса и самим поучаствовать в «модернизации» растерзанных, в том числе и их военщиной, стран лежат в основе их современной человеконенавистнической политики, так выбивающейся из общеевропейской? Бизнес — и ничего личного. Вернее, ничего человечного.
osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter