Неоднозначность

«Сплин» «Сигнал из космоса» (18 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

«Сплин» «Сигнал из космоса» (18 треков)


«Сигнал из космоса» — дважды юбилейный для группы альбом. Это десятый по счету диск, который был выпущен на пятнадцатом году существования коллектива, через два с половиной года после предыдущей работы музыкантов. Диск содержит целых восемнадцать треков и уже поэтому является подарком как для фанатов группы, так и просто для любителей неординарной музыки. Сразу скажу, что возлагаемые ожидания пластинка оправдывает с лихвой. Это я говорю сразу затем, чтобы впоследствии все–таки не забывать немного критиковать эту работу. Безусловно, самую зрелую из тех, что мне доводилось слышать.


Притом что когда я впервые узнал о существовании «Сплина», группа не вызывала особых надежд. В далеком 1998 году музыкантов активно рекламировал на всю страну лейбл «ОРТ рекордс». Два хита того периода «Полетели» и «Орбит без сахара» звучали неплохо, но не особенно отличались от продукции других поп–, рок–групп. После этого был цельный и по–настоящему яркий «25–й кадр» и совместные гастроли с группой «Би–2», которые показали мощную и спокойную сценическую харизму Васильева во всей красе. Впоследствии группа претерпела существенные изменения в составе, экспериментировала с психоделическим звучанием, металась от жестких гитарных рифов до нежнейших романсов, но непостижимо умудрялась сохранять собственное лицо...


Когда я только начинал свою журналистскую деятельность, я совершал одну довольно типичную ошибку. Я писал непосредственно о музыке. Писал, как говорят, неплохо. Но я не понимал тогда одной важной вещи — хорошая музыка неописуема.


Поэтому о музыке кратко скажу следующее: она стала еще свободнее, чем на предыдущей пластинке. Интересно звучит подключение хора к ключевым строчкам в припевах нескольких композиций. Музыканты еще острее экспериментируют с формой, то так, то этак обыгрывая чуть монотонную партию солиста.


С самим же Александром Васильевым вообще надо обращаться осторожно. Его ни в коем случае нельзя критиковать в общем ряду псевдоальтернативных по–«кока–кольному» бодрых завывал. Он, как к нему ни относиться, представляет собой явление, до которого можно и нужно расти. Да, пулеметная лавина образов содержит в себе неизбежные поэтические неточности. Но это неточности и ошибки высшего порядка. Которые тоже до какой–то степени определяют стиль группы. И даже строчка «лезет, словно дура, вверх температура» оправдана внутренним нервом. А музыка вообще слишком сложна, чтобы выделить однозначные хиты. Даже первая композиция «Настройка звука» (которая, собственно, и была сочинена во время настройки звука) четко дает понять — между «Сплином» сегодняшним и «Сплином» периода незатейливого «Орбита без сахара» разверзлась необратимая пропасть. К счастью.


Просчитать же творческий метод и импульс Васильева даже после неоднократного прослушивания представляется маловероятным. То вдруг лидер группы так запутывает мелодии и тропинки образов, что проследить структуру песни становится практически невозможно. То вдруг бесконечно, как заклинание, повторяет одну строфу, как в композиции «Чердак». То вдруг нанизывает предсказуемые и банальные глагольные рифмы («...меня давно зовут, часы 12 бьют...», «...прощай, зеленый чай...»). Все эти неровности и шероховатости, конечно, бросаются в глаза. Но они происходят оттого, что личностный кризис является творческим методом. Гладко пишут те, у кого все хорошо. У них мелодия забывается мгновенно просто в силу своей чрезвычайной обычности. У «Сплинов» мелодию и ухватить–то можно далеко не всегда. И часто мелодическая сложность оборачивается усложнением. Музыканты цепляются за очередную, возникшую неизвестно откуда гармонию. И песня становится самостоятельным организмом, который развивается по собственным неуправляемым законам.


Как бы то ни было, Васильев остается Васильевым. Со своей пронзительной не всегда точностью и с узаконенной приблизительной рифмой. И взрывной манерой, и глубоко отстраненным взглядом и отношением к предмету собственного творчества. Странным, местами избыточно тягучим, вокалом. Но...


Мы уже успели полюбить его раньше.


Кстати, 25 октября новую программу группы «Сплин» можно будет услышать в Минском Дворце спорта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter