Жители полесской деревни перед Пасхой на несколько дней «оголяют» дома

Необычный обычай

В первый пасхальный день жизнь агрогородка Бездеж с 600-летней историей в Дрогичинском районе концентрируется возле Свято-Троицкой церкви. Праздничная служба называется «Нешпар». После службы — крестный ход. А потом бездежцы в народных костюмах и своих знаменитых фартушках берутся за руки и водят хоровод. Старики, молодежь и дети. Хоровод называется «Стрилка», потому что напоминает тетеву лука. Обряд внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. 

19 апреля запланировано провести «Стрилку» у храма, а потом всех позовут на крестьянское подворье музея «Бездежский фартушок». Директор музея Мария Остапович обещает праздничные пасхальные угощения и незабываемые впечатления.


Не фартушком единым

— Бездеж давно ассоциируют с нашими уникальными фартушками. Но я не слышала, чтобы где-то в Беларуси еще кто-то водил подобный хоровод на Пасху. А мы таким образом просим о хорошем урожае, благодатной погоде, — Мария Остапович рассказывает, что с каждым годом участников обряда «Стрилка» становится все больше. В минувшем году его посмотрел и настоятель Всесвятского храма в Минске Федор Повный, который привез в Бездеж Благодатный Огонь из Иерусалима. 

Как будет в нынешнем году при непростой эпидемиологической ситуации? Директор музея надеется на лучшее. Люди готовятся.


За 12 лет Мария Остапович с коллективом сумела расширить музей за счет крестьянского подворья «Каля Плэса» и в 10 раз увеличить количество туристов (с 2 тысяч в 2008-м до более 20 тысяч в 2019 году). А в 44 года впервые родила. Восьмилетняя дочь Софийка сейчас такая же активная, как мама: учится ткать, рисует, занимается борьбой и осваивает игру на аккордеоне. 

В 2009 году музей был удостоен премии Президента деятелям культуры и искусства за возрождение народных традиций, обрядов и диалектов, создание уникальной коллекции бездежских фартушков. 

Хлеб подходит три раза

После того как открылось крестьянское подворье, музей «Бездежский фартушок» стал еще более интересным. Можно сказать, ожил, потому что обзавелся хозяйством. 

Все в доме по старинке. Кровать накрыта самотканым покрывалом, сверху — подушки в вышитых наволочках, на окнах — фиранки и герань, в рамках на стене — старые фотографии. А на столе — картошка, колбаска, соленые огурчики, квашеная капуста! На кухне на плите скворчат драники...

— У нас свое хозяйство — козы, куры, гуси, утки, лошадь. Огурцы солим и капусту квасим свою. Туристы часто просят драники, «толкэню» — картофельное пюре, запеченное в печи с салом и луком так, чтобы получилась корочка — пригарка, картошку в мундире, сало, соленья. Наш кулинарный бренд — пареная капуста. Кочан капусты отправляется в печь, и там он в зависимости от размера томится от 4 до 6 часов. Снимаем обгоревшие листья, нарезаем капусту на кусочки, заправляем маслом с чесноком и луком.  

— А Леонида Якубовича чем удивили, раз он лично пригласил вас на съемки «Поля чудес»? 

— Чем его можно удивить, когда к нему на передачу все с едой едут? — смеется Мария. Но не скрывает: удивили.

— Подали ему бабку картофельную в чугунке из печи. Ел с молоком и нахваливал. 

Прежде чем открыть подворье и составить меню местной кухни, сотрудники музея провели немалую работу, рассказывает Мария:

— Изучили блюда религиозного цикла. Многое узнали от старожилов, в том числе от моей мамы Нины Михайловны, которая поддерживает старые традиции. Перед Рождеством в крестьянском дворе традиционно забивали кабанчика. Колбасы, сальтисон, кровянка, гусь. Перед Пасхой доставали соленое мясо из «кубла» — деревянной посуды. На улице вывешивали для обсыхания, а после нарезали на пасхальный стол. И, разумеется, пекли сдобный хлеб.



— Сами-то хлеб печете?

— На Рождество и Пасху. Рецепт простой, эдакая скороспелка. Просыпаюсь рано утром, беру дрожжи, разбавляю теплой водичкой и сыплю столовую ложку сахара. Пока дрожжи подходят, просеиваю муку, чтобы она насытилась кислородом. Литр теплой воды, «сыроватку», подсаливаю, выливаю туда дрожжи, высыпаю муку и ровно час вымешиваю. Чем больше месить тесто, тем вкуснее получается хлеб. Когда тесто отходит от рук, накрываю его льняным полотенцем. Через полтора часа беру и руками минут пять вымешиваю. Нужно, чтобы хлеб подошел три раза. И тогда — в печь в формах. Печку нужно проверить: берешь в ладошку муки и сыплешь. Если она беленькая — ставь хлеб, если мука пузырится, надо чуть подождать, чтобы печь остыла. Осеняю хлеб крестом и закрываю заслонку. Через 15 минут смотрю, закрываю и оставляю на полтора-два часа. Потом достаю, на ладошку — стукну, подскочил — значит готов. Хлеб кладется на старое полотенце. И потом обмазывается кусочком сала. 

— А ваше коронное пасхальное блюдо?

— Запеченное мясо. Натираю его перемолотыми «календрой» (кинзой) и укропом, шпигую чесноком, даю замариноваться.


Паук и белый рушник

Мария Остапович говорит, что в старину важное значение придавалось уборке и убранству дома перед Пасхой. В Бездеже эта традиция сохранилась. 

— Перед праздниками надо очищать дом от негатива. Постель, тюль, шторы, рушники — все выносится на улицу. Два-три дня дом должен постоять «голым», как мы говорим, такой обычай. Потом уборка, все чистенькое кладется и вешается. На Пасху на иконы — только белые рушники, вышитые крестиком или гладью.



В Бездеже принято вешать в доме соломенного паука. На какое-то время традиция забылась. Мария вспоминает, что ее мама и сосед, увидев паука по телевизору, вдвоем сели и вспомнили, как его плести:

— Это было в 1990-х годах. Потом я у них научилась и стала с детьми осваивать ремесло. С прошлого года у нас в музее на полставки работает мастер по соломке, учит детей. Маленькие паучки с удовольствием раскупают туристы. 

kozlovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter