Ненавязчивый сервис

Мелкие и крупные недоразумения туристической инфраструктуры
Мелкие и крупные недоразумения туристической инфраструктуры

Помню, когда мне пришлось добывать хлеб насущный в одной туристической фирме, больше всего поражал уровень потребительского спроса на путевки для отдыха в Литве, Латвии, Польше. При этом не на тамошних морских курортах, а в пансионатах на берегах рек и озер или вообще в сельских усадьбах. Казалось бы, наши природные красоты ничуть не бледнее балтийских, а вот, поди ж ты, свои отпускные белорусы стремятся потратить у соседей. Разгадка этого «чуда» лежит на поверхности: мы стали если не капризными, то требовательными туристами, которых уже не устраивают кровати с панцирными сетками и остывшая овсянка на завтрак в доме отдыха...

Нынче для успешной продажи туристических услуг недостаточно обладать восхитительными природными ландшафтами и интересными достопримечательностями. Упор необходимо делать на совершенствование сопутствующей инфраструктуры — гостиниц, ресторанов, увеселительных заведений, транспорта и т. д. А начинать, видимо, следует с приведения в порядок так называемого придорожного сервиса. Потому что, как показала проведенная Комитетом госконтроля инспекция этой сферы, работы здесь еще непочатый край...

В стране, как оказалось, лучше всего обеспечена точками придорожного сервиса Минская область, а вот Гомельская в этом отношении претендует на роль бедной падчерицы. При этом почти 40 процентов от объема услуг, оказываемых вдоль шоссе, приходится на техническое обслуживание и ремонт транспорта.

Особое значение, естественно, имеет автомагистраль Брест — граница России как часть транспортного коридора, соединяющего Западную Европу со странами СНГ. Там уровень обслуживания однозначно должен стремиться соответствовать международным требованиям. На деле же выясняется, что путешествующие здесь автотуристы особым комфортом не избалованы. Например, на некоторых участках дороги на протяжении 20 — 30 километров группируются по несколько однотипных заправочных станций, магазинов, кафе, на других же вообще не найдешь ни одного «постоялого двора» или даже элементарного туалета. По всему 600–километровому белорусскому участку трассы отсутствуют пункты первой медицинской помощи, а на брестском отрезке тщетно искать хоть какую–нибудь гостиницу.

Утолить в пути голод, в принципе, можно, но только удачно оказавшись «в нужное время в нужном месте». Судите сами: между 262-м и 287-м километрами зазывают клиентов сразу 6 кафе: «Новая вёска», «Надежда», «Альбуць», «Гном» и т.п. Зато если, двигаясь к Москве, вы пропустили на 55–м километре бар «Кобринчанка», то теперь удастся перекусить только через 65 километров в кафе «Етвязь».

Впрочем, если и посчастливилось отыскать на дороге «корчму», не факт, что предлагаемую там еду выдержит даже самый здоровый желудок. В кафе «Надежда» в пункте пропуска «Каменный Лог» реализовывались продукты с истекшим сроком годности, в кафе «Минутка» проверяющие не обнаружили документов, подтверждающих качество и безопасность товара, а работу нескольких закусочных и вовсе пришлось приостановить из–за антисанитарии и вконец изношенного оборудования.

Больше всего нарушений сотрудники Комитета госконтроля зафиксировали в заведениях «Нача», «Верас» и «Колос», принадлежащих предприятию «Крупский общепит». Там, к примеру, с посетителей берут стоимость одноразовой посуды, однако цены на нее нет ни в меню, ни на ценниках. Продаются напитки и кулинарные изделия с просроченным сроком годности, на некоторой продукции отсутствует информация о времени изготовления и сроке годности. Были случаи необоснованного завышения цен, нарушений технологической дисциплины.

Да, клиентам после обеда в подобных «храмах общепита», видимо, поневоле придется искать по дороге... пардон, туалет. И как я им не завидую, если в это время им случится ехать в сторону Москвы! Ведь на момент проверки из расположенных на 346–километровом участке автомагистрали четырех биотуалетов три не действовали. После этого мелким недоразумением выглядит тот факт, что на некоторых заправочных станциях Гомельщины нет умывальников для пассажиров и водителей. Как говорится, не до жиру...

Безусловно, Комитет госконтроля со своей стороны принял меры и жестко потребовал устранения недостатков в придорожных услугах. Но чтобы отечественная инфраструктура впредь не отпугивала путешественников, усилий одного контролирующего ведомства явно недостаточно. Необходима всеобщая заинтересованность — от руководителей местной власти до предпринимателей. Только тогда лозунг «Покупай белорусский отдых!» не будет напоминать воспетый в анекдотах призыв «Летайте самолетами «Аэрофлота»... К хорошему люди потянутся и без рекламы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter