Немцы боялись партизан как огня

Генерал–лейтенант в отставке Евгений Васильевич Микульчик возглавляет Белорусский союз офицеров и Комиссию по делам партизан и подпольщиков при Совете Министров...

Генерал–лейтенант в отставке Евгений Васильевич Микульчик возглавляет Белорусский союз офицеров и Комиссию по делам партизан и подпольщиков при Совете Министров. Жизнь армии, историю военных сражений, ментальность солдата, воина знает не понаслышке. Близки ему и ветеранские заботы: примерно пятнадцать процентов из более чем 23 тысяч членов союза офицеров — ветераны и участники Великой Отечественной войны.


— Это военнослужащие, от сержантов и прапорщиков и до генерал–полковника. Входят в союз и члены семей, — уточняет «паспортную» информацию Евгений Васильевич. — В наших рядах есть очень известные люди: Герои Советского Союза, полковники в отставке Иван Ильич Кустов и Василий Сергеевич Мичурин, участники войны — генерал–лейтенант Павел Данилович Гутенко, генерал–майор Виктор Дмитриевич Слюсарь, генерал–майор Александр Федорович Фень, полковник в отставке Бронислав Викторович Корпенко...


— Союз офицеров со своей стороны оказывает ветеранам помощь?


— Безусловно. В первую очередь, конечно, тем, кто остался один, болеет. Делается все за счет союза офицеров. Вот и на последнем заседании президиума брестские коллеги рассказывали, как у них проходило обследование условий жизни ветеранов, участников войны — членов союза. Если необходимо, и ремонт поможем сделать, и лекарства купим. В печальных случаях похороны организуем.


— Ветераны Великой Отечественной уже достигли весьма преклонного возраста и не так часто, как раньше, приходят на встречи с молодежью. Чем сегодняшнее общество может заполнить образующийся исторический и воспитательный вакуум?


— Не хочу, чтобы это звучало громко, но уверен: Белорусский союз офицеров старается достойно принять эстафету патриотизма у ветеранов. У нас немало нестарых душой людей, полных сил и желания работать. Сам я чуть ли не каждый день встречаюсь с молодыми. Мы, подростки Великой Отечественной войны, тоже помогали партизанам, были связными, разведчиками, подрывниками. С тех пор пролетело много лет, но с радостью вижу: интерес к событиям Великой Отечественной войны не угас. Молодые ребята всегда слушают ветеранов, историков с неподдельным интересом, задают вопросы, иногда и дискутируют. Знаете, в такие моменты школьники делают для себя настоящие открытия из истории своей страны. Помню, какое впечатление произвела на них страшная цифра уничтоженных фашистами детей в Белоруссии — 167 тысяч. Представьте: 167 тысяч убитых и сожженных детей! В партизанах и подполье сражалось пять с половиной тысяч подростков. Из 91 Героя Советского Союза среди наших партизан и подпольщиков 38 — юные патриоты. А сколько появилось в войну «сынов полка»! У нас в Минске сейчас более 300, как мы называем, «орлят» живет. В 67–й средней школе действует музей, посвященный юным защитникам Родины.


— Какие вопросы чаще задает молодежь?


— Интересует буквально все. Начиная с того, как нас обучали в семейных лагерях в лесу, как мы жили, каким оружием воевали, ведь партизаны проводили с нами занятия по боевой подготовке. Однажды после беседы в школе подошел ко мне мальчишка с горящими глазами и горячо заговорил: «Ну я бы показал этим фашистам!..» Не удержался — рассмеялся от неожиданности. Но какая же трогательная реакция! А дети есть дети — что тогда, что сейчас.


— Вы в партизанский лес вместе с семьей попали?


— Да. Мы жили в Пуховичском районе в деревне Междуречье, среди болот, в 20 километрах от Марьиной Горки. Там образовалась партизанская зона. Кстати, во время немецкой оккупации 60 процентов территории Белоруссии контролировалось партизанами, куда немцы только делали налеты и устраивали блокады.


В 1943 году гитлеровцы наше Междуречье сожгли. Люди успели уйти. В селе осталось лишь несколько стариков, отказавшихся прятаться в лесу. Их сожгли вместе с домами. Нашей семье с шестью детьми за войну три раза приходилось копать себе землянки.


— Евгений Васильевич, иногда можно слышать такие рассуждения: немцы мстили партизанам, уничтожая жителей окрестных деревень. Мол, если бы не партизанские нападения, гитлеровцы не трогали бы сельчан. Каково ваше мнение на этот счет?


— Всем известно: существовал план Гитлера «Барбаросса», подписанный еще 18 декабря 1940 года. Он предусматривал уничтожение 80 процентов численности славянских народов, переселение 10 миллионов немцев на территорию Белоруссии, Украины и России, оставшееся местное население собирались ассимилировать, онемечить. Многие города и населенные пункты должны были исчезнуть с лица земли. Москву собирались залить водой, утопить... Так что практически всех нас ожидала одна участь — смерть.


Помню самый первый приезд немцев в Междуречье. Домашнюю живность, все лучшее, что попадалось им в домах, хватали и грузили на машины. Если кто–то пытался защитить свое добро — тому перепадало палкой по хребту... И не только палкой. Пуль не жалели... Мужики сено косили. Немец увидел: прицелился, выстрелил, потом подошел и добил... Был у нас один «деятель» — встречал оккупантов хлебом–солью. Так даже он, извините за выражение, в морду получил от новых хозяев, после чего закричал: «Паночки, вы не той дорожкой пошли!» Действительно, теперь кое–кто рассуждает, как было бы, если бы не было партизан? А что прикажете делать, когда в твою хату врывается бандит?!


Мои отец и брат воевали в партизанах, потом ушли на фронт. Нас растила мать. Приходилось детям впрягаться в плуг, борону. Надо же как–то жизнь налаживать. А еда? Поймаешь воробья — в кружку его и варишь. Хлеб из желудей — за счастье. Однако не сломались, выжили и сегодняшнюю страну построили. Наверное, те, кто идет за нами следом, сумеют это дальше делать лучше. Мы будем только рады.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter