Немного аншлага в холодной зиме

В Республиканском театре юного зрителя сыграли премьеру лирической мелодрамы «Немного нежности» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи...

В Республиканском театре юного зрителя, который на время реконструкции разместился на сцене Дома литератора, сыграли премьеру лирической мелодрамы «Немного нежности» по пьесе итальянского драматурга Альдо Николаи в постановке главного режиссера ТЮЗа Владимира Савицкого и режиссера Владимира Забелло. Жанр спектакля обозначен как «карнавал». Но карнавал получился щемящий, поучительный, что называется, с «грустинкой».


Вообще, первый спектакль нового главрежа (а «Немного нежности» — это первая работа Савицкого в качестве руководителя ТЮЗа) всегда принято рассматривать пристально, чтобы понять, куда же творец намерен двинуться с театром дальше. В данном случае Савицкий как будто обезопасил себя от всех придирок, делая спектакль в беспроигрышном варианте домашнего вечера при свечах, где то и дело ударяются в воспоминания, печалятся, смеются и стараются прогнать черные мысли. Вечер для своих, а свои — не обидят. Никаких ребусов, игры с пространством и светом или погружения в психологическое пограничье. Карнавал ведь жанр площадной. Так и у Савицкого — только грубые мазки площади.


«Немного нежности» — пьеса бенефисная, рассчитанная на актеров опытных, знающих цену славе, искушениям и забвению. Как правило, играют в ней звезды. В МХТ в постановке знакомого нам по спектаклям в Русском театре Аркадия Каца солируют Ольга Яковлева, Станислав Любшин и Ирина Мирошниченко. ТЮЗ тоже вывел на сцену «тяжелую артиллерию», своих ветеранов: Веру Кавалерову, Ларису Горцеву, Наталью Яковлеву, Бориса Борисенка, Ивана Шрубейко. Примкнули к мастерам молодые актрисы Татьяна Ражавская и Алла Поплавская.


По своей фабуле спектакль «Немного нежности» напоминает «Квартет» Рональда Харвуда: действие здесь происходит в доме престарелых. Еще ближе «Немного нежности» к драме, удостоенной «Золотого медведя» в Берлине, замечательного, но недооцененного, на мой взгляд, итальянского кинорежиссера Марко Феррери «Дом улыбок».


И в первом, и во втором, и в третьем случае речь идет о доме престарелых и о такой напасти, как поздняя любовь, которая, как известно, «и блаженство, и безнадежность». По крайней мере, так считал Федор Тютчев.


Против полюбивших друг друга на склоне лет героев спектакля восстают пациенты и дети влюбленных, справедливо полагая, что новоиспеченный родственник вполне может оттяпать какую–нибудь особо приглянувшуюся ему собственность. Непонятна позиция персонала дома престарелых в этой любовной истории: Альдо Николаи не позаботился о том, чтобы ввести в действие кого–нибудь из медицинских работников. Напоминает «Дом дураков» Кончаловского: доктора сбежали, пациенты остались. Если бы еще и какая–нибудь злобная медсестра чинила препятствия героям, получилось бы не хуже «Пролетая над гнездом кукушки».


Тем не менее Николаи в отличие от Кена Кизи и реакционера Кончаловского не кровожаден: он отпускает героев на волю, устраивает им побег, чтобы сразу после похорон одного общего знакомого зарегистрировать свой официальный и счастливый брак.


«Немного нежности» — ровный, старательный спектакль без особых открытий, деликатно доводящий до зрителей мысль о том, что к причудам своих родителей, дедушек и бабушек молодым надо относиться с пониманием. «Последний любовник всегда самый лучший» — название одной из пьес Альдо Николаи вполне могло бы стать эпиграфом к этой истории. Кто кокетничает в спектакле больше — драматург, режиссер или актеры, судить не берусь. Юджин О’Нил или Александр Вампилов о проблемах отцов и детей писали жестче и честнее. Эстетика карнавала была им ни к чему. Вместо того чтобы заворачиваться в саван воспоминаний и пытаться рассмотреть под маской плюшевого пледа, что день грядущий нам готовит, авторам спектакля для своих корифеев, возможно, стоило бы взять другой, более актуальный, цепляющий материал, а не сервильную салонную комедию. В «Немного нежности» нет ни развития характеров, ни возможностей продемонстрировать актерские способности, ни каких–то глубоких, не звучавших ранее мыслей. Нет и содержательности в происходящем на сцене. Карнавал так и остался карнавалом. Но на дворе — зима. Жанр выбран явно не по сезону.

 

Фото пресс-службы ТЮЗа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter