4 октября в Мариуполе начала работу международная комиссия по делимитации границ буферной зоны, которая должна разделить стороны конфликта на Донбассе в соответствии с достигнутыми в Минске договоренностями. В частности, предусматривается отвод крупнокалиберного вооружения на расстояние не менее 15 км с каждой стороны, что по замыслу должно обеспечить соблюдение режима прекращения огня, который по-прежнему систематически продолжает нарушаться.
Делимитация буферной зоны осложняется тем, что каждая из сторон конфликта стремится занять максимально выгодную для себя позицию и создать максимально благоприятную конфигурацию новых рубежей. Именно это во многом и обусловливает систематические нарушения режима прекращения огня, приводящие к новым жертвам и разрушениям. Так, наиболее ожесточенные бои развернулись за донецкий аэропорт, остававшийся важным плацдармом украинских войск под Донецком. По последним данным, ополчению ДНР удалось взять под контроль наземные сооружения аэропорта и водрузить над ними свой флаг, однако подземные коммуникации все еще контролируются украинскими силовиками. Кроме того, украинские войска имеют огневые позиции в районе поселков Пески и Авдеевка, с которых продолжаются регулярные обстрелы столицы Донбасса.
Непростая ситуация сложилась в районе города Дебальцево. Этот важный транспортный узел Донбасса контролируется украинскими войсками, однако находится в полуокружении силами самопровозглашенных республик. В случае возобновления боевых действий дебальцевский выступ может превратиться в очередной "котел" для украинских войск, но может стать и важным плацдармом для рассекающего удара с целью отрезать ДНР от ЛНР.
Не исключено, что буферная зона станет долговременной линией размежевания между Украиной и непризнанными образованиями. Впрочем, как долго конфликт на Донбассе останется в таком подмороженном состоянии, сказать сегодня не берется никто.
26 октября в Украине пройдут досрочные выборы в верховную раду, которые должны завершить формирование "послемайданной" конфигурации власти. Как ожидается, большинство голосов на них получит Блок П.Порошенко, таким образом существенно укрепив позиции действующего президента. П.Порошенко публично называет себя представителем "партии мира", т.е. сторонником мирного разрешения конфликта на Донбассе. Таким образом, если его соратники получат парламентское большинство, это может стать гарантией того, что режим прекращения огня не будет сорван, по крайней мере, до весны. В условиях глубочайшего социально-экономического и энергетического кризиса, когда даже в столице страны во многих домах отсутствует горячее водоснабжение, продолжение боевых действий может обернуться настоящим коллапсом. Кроме того, даже в случае крайне маловероятной быстрой военной победы Украина получит разрушенный войной регион - в условиях зимних холодов и отсутствия средств на его восстановление.
Заморозка конфликта позволит П.Порошенко сохранить политическое лицо (отсутствие окончательных решений по Донбассу оставляет широкое поле для маневра) и сконцентрироваться на внутриполитических проблемах. В первую очередь это, конечно, выживание украинской экономики в условиях отсутствия стабильных поставок энергоносителей. Российский газ и донецкий уголь пытаются заменить поставками из Норвегии и ЮАР, однако, как помогут эти альтернативные поставки пережить зиму, покажет время.
Кроме того, все более насущной задачей становится обуздание уличного радикализма. Воинственные молодчики, крушащие неугодные им памятники и устраивающие "мусорные люстрации", запихивая в мусорные баки непонравившихся политиков и чиновников, стали настоящим бичом Украины. Правовой нигилизм радикалов, их упование на "право силы" создают поистине гремучую смесь. Бесчинства уличных радикалов создают крайне напряженную обстановку в обществе, очевидно, не способствуя его сплочению и консолидации. Кроме того, радикальные группировки стремительно криминализируются, поэтому обуздание этого джинна, выпущенного из бутылки на Майдане, становится неотложной задачей для украинских властей.
Собственно, если говорить о мирном сценарии возвращения Донбасса, то возможен он лишь при условии нормализации обстановки внутри самой Украины. Хочется надеяться, что украинская власть использует перемирие именно для этого.