На «Беларусь 3» — новые серии цикла «Легенды эстрады» о звездах прошлого, которые не погасли до сих пор

Недопетое прошлое

Владимир Мулявин, Виктор Вуячич, Яков Науменко, Нелли Богуславская, Измаил Капланов — когда-то их имена гремели на весь Советский Союз. Об этих и других выдающихся артистах и развитии эстрадно-сценического жанра в нашей стране расскажут новые серии проекта «Легенды эстрады», подготовленные съемочной группой телеканала «Беларусь 3» вместе с известным музыковедом Ольгой Брилон. Именно ее книга под названием «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент. История эстрады Белорусской государственной филармонии. 1930—1980‑е годы» стала основой для создания передачи. Во вторник в 15:55 ждем в эфире серию, посвященную семейному и творческому союзу Нелли Богуславской и Измаила Капланова. Днем позже в 16:00 зрители наверняка узнают что-то новое об артистах оригинальных жанров белорусской эстрады, а в четверг Ольга Брилон расскажет о Викторе Вуячиче. Пятница в «Легендах эстрады» пройдет под музыкальной звездой Эдуарда Мицуля, ну а в субботу цикл завершит история народного артиста Беларуси Якова Науменко. 

Нелли БОГУСЛАВСКАЯ и Измаил КАПЛАНОВ были вместе почти полвека.
Фото БЕЛТА

Две звезды, две светлых повести

Нелли Богуславская и Измаил Капланов считались образцовой семейной парой. И не только на эстраде, где прочные брачные союзы большая редкость, — до золотой свадьбы Капланов не дожил всего несколько месяцев. Но мало кто знает, что от романтического идеала история их любви была крайне далека... Они поженились лишь потому, что появилась возможность построить кооперативную квартиру, одну на двоих. Брак должен был стать фиктивным: к тому времени любовь уже осталась в прошлом. Предполагалось, что разменять квартиру в новостройке настолько чужим людям не помешает ничто. Богуславская давно мечтала перевезти в Минск маму, работавшую на руднике под Днепропетровском. А Капланов... Вопреки всему он решил вернуть ее доверие, доказать, что любовь никуда не исчезла. И продолжал доказывать это следующие 50 лет... Нелли Захаровна вспоминала в интервью, что влюбилась прежде всего не в самого композитора, а в его безусловный талант: 

— Это был 1962 год. Меня пригласили в «Концерт-бал», тогда очень популярную программу с Ириной Полянской. Увидев Капланова впервые, я была в ужасе. Он так орал на музыкантов! Подумала еще: если он позволит себе что-то подобное в мой адрес, тут же развернусь и уеду. Но когда услышала, как играет его ансамбль, когда появились первые потрясающие аранжировки, которые он сделал для меня, поняла, что хочу остаться. И даже была готова примириться с его несдержанностью… Увидела, что музыка была для Капланова всем, любую фальшивую ноту он воспринимал как личное оскорбление. И на него не обижались... А потом на гастролях оценила, как он сам играет. Мусоргского! На аккордеоне! Это же уму непостижимо! 

Капланова не стало в марте 2011-го. По сути, он умер на сцене, как настоящий артист... Это случилось во время авторского концерта его друга, поэта-песенника Олега Жукова. Исполнив несколько композиций, Измаил Львович неожиданно попросил воды, допел еще одну песню и вышел за кулисы... Скорая помощь диагностировала инфаркт. Нелли Захаровна пережила мужа почти на семь лет. После смерти Капланова она окончательно ушла со сцены. Похоронили ее рядом с супругом — на Восточном кладбище Минска. 

«Надо просто жить…» 

Одиннадцать лет назад всю страну потрясла новость о гибели известного певца, исполнителя хитов «Бывайце здаровы», «Гуляй, казак», «Надо просто жить» Якова Науменко. В этом году ему могло бы исполниться 64… Последние годы своей без преувеличения насыщенной творческой жизни Науменко был солистом Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, много и активно гастролировал. И на каждом концерте он полностью отдавал себя залу, всегда и ко всем относился с теплотой и позитивом. И зрители платили ему тем же. А еще ему в отличие от многих артистов никогда не приходилось ничего штурмовать, прошибать, сражаться или бороться за что-либо. Потому что у него было все: глубокий голос, обаяние, мужественная красота. В 1988 году Науменко с легкостью «взял» Колонный зал Дома Союзов в Москве. Очевидцы рассказывали: после его выступления публика потрясенно притихла, а через несколько секунд взорвалась восторженными криками и аплодисментами. К слову, тогда же, сразу после II Всесоюзного конкурса «Новые имена», ему и предложили поступить в знаменитую Гнесинку... Из ансамбля в ансамбль, из оркестра в оркестр Яков переходил легко и непринужденно. И умудрялся нигде ни с кем не портить отношения. Напротив, коллеги относились к нему с редкой нежностью, никто не мешал создавать новые музыкальные коллективы, сочинять новые песни, получить звание народного артиста, в конце концов… Чем он брал публику и коллег? И почему его смерть — до сих пор предмет слухов и обсуждений? Об этом и многом другом — в субботу, 2 декабря, в 21:05. 

Яков Науменко.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter