Небо. Самолет. Она

Бобруйчанка Наталья Малашенко — первая и единственная студентка авиационного факультета Военной академии

Бобруйчанка Наталья Малашенко — первая и единственная студентка авиационного факультета Военной академии


С 20–летней бобруйчанкой Наташей Малашенко я встретилась в Могилевском аэроклубе, где она — студентка авиационного факультета Военной академии Беларуси — сейчас проходит практику: взмывает в небо на спортивном Яке. Наташа — единственная барышня среди парней–курсантов. Не только среди практикантов в здешнем аэроклубе. Единственная за всю историю существования авиационного факультета. А создан он одновременно с открытием академии — в 1995 году. Девушки в это учебное заведение поступали и до нее, но на факультет связи. А Наташа решила стать летчиком.


— Летать мечтала с детства, — признается девушка. — Мне было 15 лет, когда я увидела объявление о наборе в Бобруйский аэроклуб. И, конечно, была в числе первых, кто туда пришел. Родители, узнав о том, что буду парить высоко над землей на планере, а еще прыгать с парашютом, разволновались. Мол, зачем тебе это надо: опасно. Но я их переубедила. Полетала, правда, немного. Несколько месяцев изучала теорию, затем с месяц поднималась с инструктором на крыло, после чего мама и папа увезли меня на юг. Столько людей мечтает о море, волнах, пляже, а мне этот летний отдых был не в радость. Ну не грежу я морем! Каждую ночь, пока была на курорте, видела во сне небо. Так что, когда в родной Бобруйск вернулась, сразу рванула в аэроклуб.


К необычному для девушки хобби родители Наташи вскоре привыкли. Тем более что после школы их дочь, умница и красавица, поступила в Минск, в БНТУ — на факультет технологий управления и гуманитаризации. Собиралась стать менеджером–экономистом. То есть пойти по стопам родителей: и мама Наташи, Татьяна Адамовна, и отец, Юрий Павлович, имеют экономическое образование. Мама — заместитель заведующего в магазине, отец — частный предприниматель. Только отучившись в БНТУ два года, студентка объявила родителям, что решила перевестись в Военную академию.


— Они пытались меня переубедить. Мама уверяла, что летать — это не профессия, не женское дело. Пусть, мол, это останется увлечением, — вспоминает Наталья. — Но когда поняли, что я решение не изменю, сдались: «Твоя жизнь, поступай как знаешь».


К тому времени Наташа твердо знала, что ее жизнь — это небо. Ведь, еще будучи студенткой БНТУ, живя в Минске, бегала в тамошний аэроклуб, летала на спортивном самолете Як–52. Сегодня в Могилеве Наталья тоже летает на Яке. Уже без инструктора. Несмотря на то что девушка перевелась сразу на третий курс академии, она ни в чем не уступает парням. Хотя и признается: поначалу учеба давалась ей тяжело:


— Если в БНТУ были в основном гуманитарные предметы, то здесь — сплошь технические: изучаем авиационное оборудование, радиоэлектронное, конструкции летательных аппаратов, аэродинамику... Было дело, я многое не понимала, но не стеснялась переспрашивать. И однокурсники, и преподаватели мне охотно помогали, объясняли. Еще тяжеловато для меня было привыкнуть к строгому режиму. Мы ведь — люди военные, живем по расписанию. Если в вузе я училась во вторую смену и спала до 10 утра, то здесь подъем строго в 6.30. И сразу — зарядка. Мои подружки–бобруйчанки, когда узнали, что я из вуза в Военную академию перевелась, удивлялись не тому, что летчицей стану, а тому, как я на эти физические нагрузки согласилась. Я ведь в школе физкультуру не особенно любила, а тут приходится и в противогазе бегать, и строем маршировать, и окопы копать. Сейчас уже ничего, привыкла...


Глядя на эту высокую, красивую, с ясными голубыми глазами девушку, удивляешься: ей бы по подиуму ходить, а не в противогазе носиться! С другой стороны, за штурвалом самолета она тоже смотрится органично. В том, что Наташа сделала правильный выбор, уверен ее дедушка — полковник Адам Кириллович Койсаренко («Он мной гордится», — признается будущая летчица), уверены и ее наставники. По мнению заместителя начальника кафедры летной подготовки и боевого применения авиации Военной академии полковника Юрия Золотова, Малашенко — отличный курсант. В вузе думают, что, получив диплом, девушка будет работать по специальности — летчиком.


— Летает она прекрасно, а первое рабочее место мы гарантируем, — говорит Юрий Золотов. — Кстати, до прошлого года в летную группу мы барышень не набирали. А когда объявили набор, пришла Наташа. Так что она и в самом деле первая и единственная летчица за всю историю академии. Хотя я считаю, что это — очень даже женская профессия. Во всем мире — в Украине, России, Америке... — дамы сидят за штурвалом самолета, чем мы хуже?! Кстати, в Могилевском аэроклубе были и есть замечательные летчицы.


Зинаида Ильюшенко, пришедшая в Могилевский аэроклуб около 30 лет назад, работает здесь до сих пор. Командир самолетного звена, она — серебряный и бронзовый призер по видам упражнений на чемпионатах СССР по самолетному спорту. Была абсолютной чемпионкой СССР, входила в состав сборной СССР, неоднократно становилась чемпионкой БССР. Чемпионки мира могилевские спортсменки–парашютистки Галина Ракович и Елена Ярмольчук, имеющие на своем счету более десяти тысяч прыжков. В общем, Наташе есть с кого брать пример. Как признается сама, за время учебы в Военной академии и за время практики она изменилась:


— И родные, и друзья замечают, что я более целеустремленная, собранная, характер стал тверже.


Сильных женщин многие мужчины остерегаются. Интересно, а как отнесся к выбору будущей профессии Наташи ее любимый человек? Ответ бобруйской красавицы, ежедневно находящейся в окружении десятков парней–курсантов, удивил:


— Пока никаких серьезных отношений.


Почти как в песне: «Первым делом — самолеты. Ну а... мальчики — потом!»

 

Фото из альбома Натальи Малашенко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter