Не ждите от угонщика "спасибо"

Представьте себе ситуацию: человек приезжает утром на работу на личном автомобиле и паркует его на стоянке.
Представьте себе ситуацию: человек приезжает утром на работу на личном автомобиле и паркует его на стоянке. По окончании трудового дня, собравшись домой, он направляется к тому месту, где оставил машину, и... не обнаруживает ее. Естественно, едва оправившись от шока, немедленно звонит в милицию и заявляет о краже. Запускается маховик оперативно-розыскных мероприятий. Через полчаса они приносят результат...

Оказывается, автомашину никто похищать и не собирался. Просто хозяин с утра забыл поставить своего "железного коня" на ручной тормоз. Прокатившись под уклон метров сто вперед, автомобиль уткнулся в бордюр и замер. Владелец машины проклинает собственную рассеянность и одновременно благодарит Бога за то, что он позволил ему остаться "на колесах".

Как ни странно, подобные случаи в милицейской практике отнюдь не единичны. Но все же чаще пропажи автомобилей имеют совсем не курьезную подоплеку, а являются конечным продуктом деятельности одной из самых доходных сфер криминальной индустрии...

"Фольксваген" под прицелом отмычки

По словам заместителя начальника отдела по раскрытию краж транспорта УУР ГУВД Мингорисполкома Андрея Микулича, только в Минске еженедельно угоняется около десяти автомобилей. Конечно, благодаря мерам, принятым милицией, статистика транспортного воровства в последнее время выглядит намного оптимистичнее, чем раньше: если в 1996 году в белорусской столице было угнано 1.245 автомобилей, то в прошлом году - около 800. Но все же каждый оперативник понимает, что конкретному человеку, лишившемуся своего авто, эти цифры не кажутся радужными. Поэтому методы борьбы с угонами постоянно совершенствуются.

Вообще, сейчас у нас самые привлекательные для воров машины - это "Фольксваген" и "Ауди" 1992 - 1995 годов выпуска. Также периодически "открывается охота" на относительно недорогие "мерседесы-124" в "возрасте" 10 - 12 лет. Такой выбор связан, пожалуй, с тем, что это наиболее популярные автомашины - по цене, качеству и запчастям, которыми рынок буквально наводнен.

Из автомобилей российского производства угоняются в основном "Жигули" старых моделей - "копейки", "шестерки" и т. д. Процентов 80 таких машин быстро обнаруживается - в первую очередь потому, что большинство угонов такого рода связано не с преступным бизнесом, а с шальным "геройством" юных преступников, жаждущих "всего лишь" прокатиться с ветерком. Фактов угона новых российских автомобилей вроде пресловутой "десятки" у нас пока не зафиксировано.

Те из украденных иномарок, которые поновее, немедленно перегоняются за пределы Беларуси - в основном на бескрайние просторы матушки-России. Их более старшие "собратья" подвергаются разборке с дальнейшим попаданием на рынок "бэушных" запчастей.

"Черный" бизнес на автопрокате

В отличие от той же Москвы, совершенно новые дорогие машины в Минске угоняются чрезвычайно редко. Возможно, отечественных воров сдерживает собственное финансовое положение. Ведь для того чтобы угнать навороченную иномарку, требуется недешевое оборудование - скажем, специальный сканер, считывающий код доступа сигнализации, на черном рынке стоит около 6 тысяч долларов. Зато в последнее время обострилась проблема так называемых лжеугонов прокатных автомобилей. В этом виде криминального бизнеса существует несколько схем. Например, человек берет в Минске автомашину напрокат, едет в Россию и там заявляет, что на него напали и отобрали автомобиль. Потом возвращается в Минск и предоставляет в прокатную фирму справку о том, что где-нибудь в Саратове возбуждено уголовное дело по факту разбоя. Хотя на самом деле машина давно уже продана.

Еще вариант: в Беларусь приезжают иностранцы на автомобилях, взятых напрокат за рубежом. И у нас заявляют об угоне, которого на самом деле не было. На сегодняшний день возбуждено уже 14 уголовных дел по таким автомашинам. В России такие махинации сплошь и рядом. Но у нас они не всегда проходят. Последний случай: литовский гражданин заявил об угоне "Фольксвагена-Каравеллы" 2002 года выпуска, взятого напрокат в одной из таллинских фирм. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска установили, что он продал новенькую машину за смехотворную сумму - около 3 тысяч долларов (реальная ее стоимость - в пределах 20 тысяч долларов) - в Орше россиянам, а в Минске заявил о ложном угоне. Сейчас в отношении этого литовца возбуждено уголовное дело по статье 400 ч. 2 (до 5 лет ограничения или лишения свободы) и он арестован прокуратурой Фрунзенского района.

Адреналиновый угон

Всего в прошлом году в Минске было задержано 10 организованных преступных групп, специализировавшихся на краже автомобилей. Скажем, 18 октября 2003 года была обезврежена группировка, совершавшая серийные кражи "ауди-80", "мерседесов" и "фольксвагенов-пассатов" в Московском и Фрунзенском районах Минска. Причем они решились похитить даже машину заместителя начальника управления Следственного комитета по Минску. Кроме того, в 2003 году в суд было передано дело группы, за которой числится 120 краж, в том числе дорогих иномарок, оборудованных различными видами сигнализаций. Одна из угнанных машин - "Мерседес-140" - принадлежала администрации Президента России...

Кстати, существуют группировки, специализирующиеся на угонах определенных марок автомобилей. Например, однажды была обезврежена группа жителей Татарстана, которые предпочитали "работать" исключительно с "ниссан-премьерами". Они находились в розыске на своей родине за совершение тяжких преступлений, в том числе убийств. Обосновавшись в Минске, крали "ниссаны" и потом продавали их, разбирая на запчасти.

Иногда угонами занимаются из чисто "спортивного" интереса. Допустим, один задержанный студент как-то признался, что угон для него был своего рода рисковым приключением - когда в крови ощущался дефицит адреналина, он выходил на "охоту", катался некоторое время в свое удовольствие, а потом бросал машину где-нибудь на улице.

Поистине уникальна история, зафиксированная в Заводском районе Минска. Одно время там наблюдалась странная аномалия: с завидной периодичностью из местных дворов стали пропадать машины, которые вскоре обнаруживались в одном и том же месте - на 30-м километре Могилевского шоссе. Милиция сбилась с ног, отрабатывая все близлежащие учебные заведения, полагая, что этими угонами промышляют резвящиеся юноши. Наконец, при введении очередного плана "Перехват" автовор был задержан. Им оказался ранее не судимый 62-летний пенсионер, который угонял автомобили для того, чтобы... посетить могилы родственников на кладбище в одной из деревень. Случалось, что одну и ту же машину он использовал по нескольку раз. Съездит по своим делам, вернется обратно и аккуратно поставит машину на место. Пока она опять не понадобится...

Космический страж не всесилен?

Исходя из наших реалий, чтобы обезопасить собственные машины, большинству отечественных автолюбителей достаточно будет оснастить их хотя бы простейшими системами сигнализации стоимостью от 30 долларов. Не помешает дополнительно установить некую потайную кнопку, размыкающую электрическую цепь, а также механический блокиратор типа "мультлок". В конце концов у нас подавляющее большинство украденных машин как раз не были оснащены никакими средствами защиты. А для воров это как "добро пожаловать": подъехали, бросили резиновый мячик в приглянувшуюся машину, если не сработала сирена-"пищалка" - можно спокойно действовать.

Что касается дорогих радио- или спутниковых систем навигации, то в Беларуси, как показывает практика, такими системами безопасности оборудуются, как правило, только прокатные автомашины. И это приносит свои плоды. Как-то в одной из минских фирм был взят напрокат "Фольксваген-Пассат В5", оборудованный системой спутникового слежения. Вскоре служба безопасности прокатной фирмы обратила внимание на то, что арендованная машина несколько дней стоит без движения. Они немедленно забили тревогу. В итоге "Фольксваген" был обнаружен в одном из гаражей Березино с перебитыми номерами. Причем даже за столь ничтожный срок механического красавца успели дважды перепродать. Впрочем, если говорить откровенно, сегодня уже и против высокотехнологичных систем безопасности разработаны "противоядия". Один из приборов, способных нейтрализовывать оборудование спутниковой навигации, стоит всего порядка 250 долларов. Да, в конце концов, если поступил "заказ" на самую навороченную машину, ее могут просто загнать в трейлер, где глушатся любые сигналы, и там уже спокойно разбираться с защитой.

Но это, повторимся, вовсе не означает, что нужно собственной беспечностью облегчать работу преступникам. Вы же от них даже слов благодарности не дождетесь...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter