Не все супер, что гипер?

О гипермаркетах

Когда в Германии были построены первые гипермаркеты, в радиусе полутора–двух километров вымерла розница. Не выдержала обвала цен. Муниципалитет даже был вынужден дотировать новых арендаторов магазинов, чтобы не пустовали. Копируя заграничный опыт, мы ожидали по меньшей мере три «бонуса»: низкие цены (за счет закупочных скидок), огромный ассортимент товаров и европейское качество обслуживания.


Прошло время. «Гиперов» в Минске уже 4. К 2011 году обещают 11. А толку? С ценами точно вышел полный конфуз. Зачастую они выше, чем в соседнем магазине, который не только не разорился, а преспокойно продолжает увеличивать оборот. Хотя было дело: первые несколько месяцев универсамы, как сейчас говорят, шаговой доступности лихорадило. Но когда народ разобрался, что «гиперхалявы» не будет, а еще порой и за парковку авто у модного торгового центра не стесняясь деньги берут, спокойно вернулся к привычному образу жизни. В новые огромные магазины нынче, как правило, ездят те, кому хочется чего–либо диковинного и есть возможность закупать товаров много, на всю неделю и не глядя на цены.


Ассортимент? Спору нет, богат. Но все больше импортом. А выбор отечественного провианта так и не ахти. И похоже, сформирован по принципу: с этим предприятием дружим, с тем — нет. Признаюсь, именно поэтому и не заезжаю в последнее время в соседний «гипер». После его посещения нужно обязательно идти еще и в магазин, чтобы купить пару–тройку любимых отечественных брэндов.


Сервис? Кассы современные, с транспортерами, терминалами для приема пластиковых карт (хотя кого этим нынче удивишь?). А еще их много. Не меньше 20 стоят в ряд. Впечатляет. Но одновременно работают не все. В общем, очереди и тут. А платные пакетики для упаковки товара можно назвать самой удручающей приметой наших «маркетов».


Однако почему не сработало заграничное ноу–хау? Может, владельцы наших «гиперов» просто алчные люди? Где низкие цены? Так их быть не могло. Рентабельность наших магазинов в то время, когда открывались первые гипермаркеты, была на уровне 1,5 — 2 процентов. Сейчас — около 3. Небольшая прибыль от торговли и стала важным конкурентным преимуществом маленьких стареньких магазинчиков перед новыми и большими. Большим тоже пришлось неукоснительно соблюдать правила нашего рынка: на социально значимые мясо, молоко и хлеб (а это как раз тот набор продовольствия, который каждый день на столе у большинства) торговые надбавки — 10 — 15 процентов. На отечественные промтовары — не больше 30. Окупить затраты можно только импортом. Но кто же даст им безгранично торговать?


К тому же под строительство «гиперов» их владельцы брали кредиты, которые теперь нужно отдавать. И кроме традиционных издержек, закладывать банковские проценты в стоимость товара. Вот и весь секрет цен, обманувших наши ожидания. По рукам и ногам связаны нормативами и инструкциями производственные предприятия. Условно говоря, что бутылку воды отдают в торговлю, что фуру, большой разницы в цене нет. А продавать ниже себестоимости финансовое состояние не всегда позволяет.


Нынче можно услышать мнение: мол, вот появится сеть гипермаркетов (запланировано около 30 по всей стране), тогда действительно все подешевеет. Думаю, что и в ближайшем будущем принципиально ничего не изменится. И знаете ли, это к лучшему. Потому что плюсов пока не очень много (один неоспоримый: весь товар собран в одном месте), а вот минусы вполне могут быть. Интернет пестрит сообщениями, что в странах Европы, где «гиперы» оттянули 50 — 70 процентов товарооборота, немедля вводят ограничение на их строительство. Гигантские сети стали монополистами, диктуют свои цены местным предприятиям и разоряют их. Мы идем той же дорогой?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter