Автолюбителям напомнили "переобуться" перед въездом в Беларусь

Не тяните резину

О чем прежде всего должен подумать автолюбитель, въезжая в Беларусь после 1 декабря? Конечно же, о том, какая «обувь» на его автомобиле. Уже второй год с 1 декабря по 1 марта можно ездить только на зимней резине. Такое решение принято на законодательном уровне, исходя из дорожной ситуации и опыта соседних стран.

 Фото: Александр Ружечка
В Беларуси уже второй год с 1 декабря по 1 марта можно ездить только на зимней резине.

Статистика утверждает, что на мокром шоссе вероятность ДТП возрастает в 1,6 раза, на снежном покрытии — в 3,8 раза, а при гололеде — в 10 раз! В таких условиях только специальные шины способны обеспечить автомобилю управляемость. Это достигается благодаря специальному рисунку протектора и химическому составу резины, не «дубеющей» на морозе. Можно установить на такие шины еще и шипы из износостойкого металла — машина в такой обувке значительно увереннее ведет себя на обледенелой дороге. Ну а в экстремальной ситуации допускается использовать стальные цепи противоскольжения — если это, конечно, позволяет конструкция автомобиля.

Насколько затратно и хлопотно в Беларуси «переобуться»? Расскажу на примере собственного авто с колесами 15 дюймов. В первую очередь нужно учесть стоимость шин. Поскольку езжу зимой немного, то остановился на недорогих изделиях отечественного производства стоимостью немногим более 500 тысяч белорусских рублей за штуку (около 1888 российских рублей). Товар западного или японского бренда может стоить в 2–3 раза дороже.

Вторая составляющая — смена покрышки. В Беларуси с этим нет проблем. Я воспользовался услугами фирменной сети и заплатил за смену четырех колес с балансировкой 450 тысяч рублей (1699 российских рублей). Примерно столько же стоит хранение в течение полугода летних колес. Впрочем, многие в последнее время предпочитают содержать второй комплект шин на дисках. Так экономятся средства на шиномонтаже, да и, говорят, увеличивается срок службы колес.

Можно круглый год ездить на всесезонных шинах. Правда, летом такая резина сильно шумит, а на морозе, по утверждению знатоков, она становится чересчур твердой. К тому же нужно помнить, что высота протектора и в этом случае, как на любой зимней резине, не должна быть менее 4 миллиметров на любом участке покрышки.

За нарушение этих требований на первый раз сотрудник ГАИ может ограничиться предупреждением или наложением штрафа до 0,5 базовой величины. Это сейчас 90 тысяч белорусских рублей (340 российских рублей). Однако не стоит надеяться, что так можно будет путешествовать от проверки к проверке. Инспекторы хорошо оснащены и могут онлайн узнать, были ли вы уже оштрафованы по данной статье. И тогда штраф может возрасти до 5 базовых величин — это уже 900 тысяч белорусских рублей (около 3000 российских рублей). Примерно вдвое дороже затраты на шиномонтаж. В случае же ДТП езда на не соответствующих сезону шинах будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство, что может быть чревато еще большими материальными потерями. А главное, стоит ли рисковать, отправляясь в путешествие, не подготовившись к коварным сюрпризам зимней дороги?


Досье «СОЮЗа»


Переход на зимние шины в Беларуси обязателен для автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковых и грузопассажирских автомобилей с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусов с технически допустимой общей массой до 5 тонн. Разрешенные к эксплуатации зимой шины должны иметь соответствующую маркировку в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаков «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». Высота рисунка протектора зимних шин должна быть не менее 4 миллиметров.

А как в России?

В феврале 2013 года питерские депутаты внесли в Госдуму проект закона о введении зимней резины. Документ предусматривал также запрет на использование шипованной резины с 1 мая по 30 ноября. Нарушителям грозило наказание в размере пяти тысяч российских рублей.

Разработчики законопроекта ссылались на опыт Европы, но у него нашлось и много противников. И хотя запрет на шипованные шины действует в США, Германии, ряде других западных стран, юристы приводили в пример Финляндию, где существует обязательная смена типа резины в зависимости от времени года. Эта страна, утверждали эксперты, небольшая, на всей ее территории климат приблизительно одинаков. В России же много климатических зон. И если даже передать в регионы право на установление периодов эксплуатации зимней и летней резины, то реализовать это будет очень сложно. И что, например, делать, если в регион с ограничениями заедет автомобиль из соседнего региона, где такие ограничения отсутствуют?

Идея запрета езды на шипах предлагалась и ранее. Чаще всего звучала она из уст московских и питерских городских властей. Причин этому называлось две: якобы быстрый износ асфальта и экология. По мнению некоторых экспертов, шипы срезают мельчайшие частички асфальта, которые вместе с воздухом попадают в органы дыхания человека. К тому же, шипы винили и в образовании опасной для автолюбителей колеи на асфальте.

Авторы законопроекта предлагали обязательное использование зимних шин в России лишь владельцам легковых автомобилей, а грузовых — с массой не более 3,5 тонны. В этой связи многие эксперты обращали внимание депутатов на то, что в период больших снегопадов количество ДТП и заторов на дорогах росло «благодаря» буксующим большегрузным фурам. Также, утверждали они, неплохо было бы законодательно ужесточить контроль за своевременной очисткой дорог от снега.

Новый закон предлагалось ввести в действие летом 2013 года. Но он так и не был принят.

Сегодня на территории России действует техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный комиссией Таможенного союза 9 декабря 2011 года. В силу он вступил 1 января 2015 года и запрещает эксплуатацию автомобилей с шипами в летний период — с июня по август, и, наоборот, на летней резине зимой — с декабря по февраль.

За нарушения предусматривается штраф до пяти тысяч рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter