Обзор лучших телепремьер эфира

Не смотрите в паспорт

Мишулин без мишуры — Тень Евгения Шварца — Рука, считающая гонорар — Золото попсы

Избитая фраза о том, что каждый клоун в жизни невероятно печальный человек, и когда гаснут софиты, он начинает вышивать крестиком и читать роман «Чертова кукла» Зинаиды Гиппиус, делая пометки карандашом на полях, к артисту Спартаку Мишулину, как мне кажется, неприменима. Ведь на печального и блоха лезет, как говорил философ Юрий Лотман. Спартак Васильевич кайфовал от всего, к чему прикасался, заражая всех своим поразительным жизнелюбием. Хотя загрустить ему было отчего: в свое время, в детском возрасте, от него фактически отказалась мать, занимавшая высокий пост. Ее любви и признания он искал всю жизнь. О том, кто был его отец, мама так никогда и не рассказала. Ходил даже слух, что маленький Спартак — внебрачный сын писателя Михаила Шолохова. Документальный фильм «Саид и Карлсон» и выпуск программы «Наедине со всеми» с участием дочери актера Карины вновь напомнили о прекрасном актере.

Он обладал острым чувством комедийного. Живой, энергичный человек, Мишулин поздно обрел свое семейное счастье, но все–таки стал папой в 54 года. Зритель ломился на его спектакли в Московский театр сатиры. Интерес к актеру, да и ко всей труппе подогревала еще и популярная советская передача «Кабачок «13 стульев» — «Вечерний Ургант» своего времени. Всем хотелось от Спартака Васильевича шутки, легкости.

Дети видели в нем лучшего Карлсона на свете. Но сам актер был глубже тех образов, которые ему предлагали. «Спартак потрясающе играл Черноту в «Беге» Булгакова», — считает Александр Ширвиндт. Когда Мишулин получил сценарий картины «Белое солнце пустыни», то предложил режиссеру Владимиру Мотылю убрать почти весь текст и оставить только несколько реплик, мотивируя это тем, что восточные люди немногословны. И опять оказался прав. Его фраза «Стреляли», которую произносил его персонаж Саид, мгновенно ушла в народ.

Одна из его заметных ролей в кино — престранный министр финансов в сказке для взрослых Михаила Козакова «Тень, или Может быть, все обойдется» по Евгению Шварцу. «Русский юмор — не юмор положения или каламбура, он в отчаянном нарушении законов логики и рассудка», — считал Евгений Львович, чье 120–летие со дня рождения отметили литературный мир и программа «Острова».

Мне кажется, Шварц начинал в то благословенное время, когда в литературе существовала преемственность. Вот находим такой пассаж в его дневниках: «Все то немногое, что я сделал — следствие встречи с Самуилом Маршаком в 1924 году». Поразительно, какому количеству людей Самуил Яковлевич дал путевку в большую литературу. Про драматурга Григория Горина, работавшего с наследием Шварца, Евгений Львович писал: «Мальчик поразительно улавливает все штампы нашей пропаганды. Это ему пригодится. Если поумнеет — станет сатириком... Впрочем, если станет — значит, поумнеет не до конца».

Евгений Шварц все свои сатирические пассажи облекал в форму сказки. Его «Тень», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Дракон» — это, конечно, горькие рассказы о современном обществе, где каждый сам разгадывал метафоры. Людоеды у него работали оценщиками в городском ломбарде, а тень отделялась от человека и превращалась в настоящего монстра, уничтожавшего все на своем пути. Причудливый мир Шварца и сегодня ничуть не устарел.

...Тут вот многие спрашивают: всегда ли ты, дорогой Валентин, был этаким занудой? Неужели не довелось тебе поплясать, как нормальному человеку, под хиты группы «Руки Вверх!»? Отвечаю, довелось. Потому и во время выпуска программы «Сегодня вечером», главным героем которого стал музыкант Сергей Жуков, несколько взгрустнулось. Неужели нашему поколению пришла пора садиться в кружок и дружно петь «Когда мы были молодыми»? Кстати, хит с таким названием Жуков и исполнил в финале... Нет, не верю. Возраст определяется не паспортом, а душевным состоянием. Об этом и Спартак Мишулин часто говорил...

Вообще много было на этой теленеделе танцев и веселья: музыкальный фестиваль «Голосящий КиВиН–2016», церемония вручения народной премии «Золотой граммофон». Все как–то пронеслось и забылось. Попса есть попса. Не поленитесь, лучше посмотрите в интернете очередной выпуск программы «Познер», ее гость — режиссер картин «Собачье сердце» и «Блондинка за углом» Владимир Бортко. Настоящая интеллектуальная дуэль, итог которой — проигранный в споре о Достоевском ящик вина «Шато Марго». У телеведущих свои причуды.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 208 (25090). Пятница, 28 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter