О чем думают родители

Не повторилось бы такое никогда

Шоу мыльных пузырей в неоне или караоке для ног? Три торта с именами выпускников по кругу или просто кусочками для каждого? Иллюзионист или химическое азотное шоу с нитробаром? В бесконечных горячечных диспутах, что лучше, что больше украсит выпускной, председатель нашего родительского комитета сорвала голос. Ведь не менее распаленные представители двух других классов в параллели тоже уперлись рогом. На нашу смету гневно выложили свою и даже будто бы провели опрос с пристрастием среди одиннадцатиклассников: вы, детки, что хотели бы? Деткам что, ткнули себе пальчиком. А мамы, может, успокоительное третий месяц пьют.


Да, именно мамы. На четвертом по счету собрании, посвященном магистральной проблеме современности «как достойно попрощаться со школой?», присутствовали всего три папы. А мамы испускали такие бешеные энергетические волны и звуковые колебания, что казалось, еще немного — и попадут в резонанс, обвалят потолок. Отвечали залпом на залп два часа кряду. Несчастным папам приходилось чуть ли не «брейк!» время от времени выкрикивать. Но женские лагеря так и остались при своем мнении. Хотя все понимали: решать надо бы поскорее, пока не разобрали праздничные агентства другие родители, не меньше нашего желающие подарить своим ребятам праздник, а школе — торжество. Впрочем, нужно ли оно самой школе с такими вот «побочными эффектами» в виде вусмерть разругавшихся взрослых — та еще загадка. Наша классная, например, все это наблюдала с довольно–таки скорбным выражением лица. Говорит, каждый год так. Каждый год мамы бьются друг с другом за право «сделать достойно!». Потому что «не повторяется такое никогда!».

Честно говоря, жалко женских нервов. Но мелкий бес подсказывает: их еще придется потрепать, ведь впереди у подросших детей много чего из серии «только раз бывает». Ну, скажем, свадьба. И что, тоже с валерьянкой в кулачке? Опять страстный поиск самого–самого? Насколько окупаются потом подобные жертвы, рассказывать, видимо, не нужно. Или кому–то в память от выпускного вечера навсегда запала именно шоу–программа, богатая снедь на столе? Что же касается пышных свадеб, подготовка к которым у иных мамочек–перфекционисток отнимает чуть не полжизни, то здесь на философские мысли наталкивает статистика разводов. На 10 заключенных союзов у нас приходится минимум 5 расторгнутых, и треть пар в Минске не дотягивают даже до деревянной годовщины. Не скрепили у многих чувства ни роскошные лимузины, ни дорогущие рестораны, ни наряды из Италии, ни, ни, ни... И хотя в пылу великих приготовлений никакая мама об этом думать не станет, может, мудрый папа заставит ее хотя бы слегка притормозить, взяв за руку: «Дорогая, зачем же так убиваться? Это ли главное?»

И правда, о том ли мы порой думаем? Те ли ставки делаем? На что тратим свои силы, которые небеспредельны, и жизнь, которая небесконечна? Можно сколько угодно осмеивать идеализм Николая Островского, считавшего, что прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные годы, но у нас–то последнее время в ходу уж совсем какие–то жалкие установки — типа «молодость дается один раз», а значит, греби, ослепляй, распускай павлиний хвост. И именно мы, родители, вольно или невольно, своими притязаниями на «лучшее» и «достойное», часто задаем этой гонке темп еще на старте. Когда надо бы подумать о другом. О том, что потом не купить и не исправить. Очередную пищу для размышлений недавно подкинули медики на минской министерской конференции ВОЗ: любое насилие, даже постоянные мамины окрики, материальные проблемы в семье и тем более ее распад крайне пагубны для ребенка, особенно до двух лет. Так или иначе стресс в нем тяжким грузом отложится. И тот, кто это испытал, имеет в 3 раза больше шансов закурить, в 6 раз — подсесть на наркотики, в 10 раз — запить и в 49 раз — хотя бы однажды попытаться свести счеты с жизнью. А казалось бы, что такого там, в розовом детском прошлом, обыкновенная жизненная рутина...

К счастью, все идет к тому, что наш класс склонится к самому разумному. Отделится от честной компании и проведет свой собственный выпускной — по смете и сценарию, подписанному абсолютным большинством родителей. Наверное, это будет дороже и организационно сложнее. И наши оппоненты станут даже торжествовать. Зато в безрадостном и бессмысленном процессе приближения чужого счастья наконец–то все вместе поставим точку. Кто так, кто эдак. Стало быть, можно встать, выдохнуть и идти дальше по каким–то гораздо более важным делам. И затаенно надеяться: не повторилось бы такое никогда!

gabasova@sb.by

Советская Белоруссия № 235 (24865). Пятница, 4 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter