Не подавитесь пирогом!

О расходовании бюджетных денег

Есть такое устойчивое парламентское выражение: делить бюджетный пирог. Дело сладкое. Бюджет любой страны — это закон. Сколько решено дать медицине или на дороги, столько денег и будет. При любом кризисе финансирование гарантировано. Все хотят долю — чтобы честно на ней заработать или... украсть. Поэтому и лоббируют дележ, как могут. В Беларуси, к счастью, выражение малоупотребимо. Но это не значит, что наш пирог неуязвим.


Увы, его покусывают: воруют. Когда бюджет уже поделен и поступил нужными долями на дорожное строительство или, скажем, в агросектор. Откусывают малыми дольками и хорошими кусками. И даже в «особо крупном размере».


Государственные закупки — один из механизмов расходования бюджетных денег. Как тратить их экономно, предписывает специальное положение, утвержденное указом Президента. Но его легко игнорировали в одном из дорожно–строительных трестов, где сотрудники Комитета государственного контроля и финансовой милиции проверяли организацию госзакупок.


Покупался, например, дорожный каток. По бумагам процедура выглядела безупречной: тендер, конкурентные листы от трех фирм, протоколы конкурсной комиссии... Победившая коммерческая структура продала дорожникам каток BOMAG стоимость 579 млн. рублей.


Потом оказалось, что фирмы–«конкуренты» (одна, например, торговала паркетом) и не подозревали о тендере. Как же в трест попали документы — на фирменных бланках, с печатями и подписями? Их спроворил гражданин К., сотрудник фирмы–«победителя». Цены конкурентных предложений завысил и «заслуженно» выиграл. Потом по той же схеме продал тресту прицеп–тяжеловоз. Позже — еще один такой же каток, но уже от лица собственной фирмы, которую учредил и возглавил.


«Халатность и безответственность должностных лиц треста нас просто поразили, — заметил Юрий Бабок, инспектор управления департамента финансовых расследований КГК по Минской области и городу Минску. — Понесенный предприятием ущерб ориентировочно оценивается в 111 млн. рублей».


Конкурс и для работников треста был фикцией: протоколы подписывались задним числом. Вот в чем пикантность. Еще до первого тендера официальный дилер предлагал тресту — не раз предлагал и дешевле! — те самые катки BOMAG. Дорожники предпочли переплатить.


Это пример откусывания «по мелочам». Скажут: 111 миллионов — не мелочи! Но бизнесмен К. уже в ходе проверки полностью возместил нанесенный тресту ущерб. Едва ли это сможет сделать гражданин С., которому пришлось бы вернуть 14,7 миллиарда рублей плюс половину этой суммы. То есть незаконный доход в полуторном размере, что позволило бы рассчитывать на милость закона. Ведь здесь речь идет об особо крупном размахе и редкой наглости. На ниве госзакупок.


...Известно, что сельхозпроизводители не могут продавать скот по чем хотят и кому угодно. Сначала — госзакупки! В каждом райисполкоме на этот счет имеется решение «Об объемах закупок и поставок скота и птицы в живом весе для государственных нужд». Столько–то извольте продать, скажем, Минскому мясокомбинату или Слуцкому. Причем по льготным ценам, которые государством дотируются. Поименован перечень предприятий, которые имеют право на эти закупки. Первейшее условие — наличие мощностей для переработки.


И вот в хозяйство прибывает представитель фирмы с очень солидным названием. Подтверждает бумагами, что имеет право на госзакупки. Чуть ли не приоритетное! Доверчивые крестьяне исполняют государственный долг: отдают скот по цене ниже себестоимости. После чего машина–скотовоз следует не на мясокомбинат, а... прямиком за границу. Фирма с громкой вывеской — всего лишь посредническая контора, имеющая счет, скромный офис и небольшой штат. Но очень большую наглость и такой же аппетит. Должностные лица конторы ввели в заблуждение 180 (!) хозяйств в десятках районов страны!


И здесь не без пикантности. Но не нужно искать след алчных российских олигархов: работали «свои». Фактически руководил всем гражданин С. Даже не бизнесмен, поскольку относительно недавно был судим и на два года лишен права заниматься предпринимательством. Поэтому «возглавил» группу индивидуальных предпринимателей, которые на своих машинах везли скот за границу, продавали за наличные и возвращались с выручкой к «боссу».


О том, сколь масштабна во времени и пространстве была операция, говорит тот факт, что на определенном этапе проверки Комитет госконтроля работал совместно с КГБ...


Теперь гражданин С. пребывает в СИЗО. Раздумывает, где взять почти 15 миллиардов и еще полстолька. Вероятно, об этом деле мы еще услышим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter