В Музее современного изобразительного искусства в Минске открылся форум Russia Next Door. Современное искусство из Калининграда

Не описать словами

В Минске открылся форум «Russia Next Door. Современное искусство из Калининграда»...

В Музее современного изобразительного искусства в Минске открылся форум «Russia Next Door. Современное искусство из Калининграда». На протяжении трех дней начиная с 27 ноября гости давали интервью, проводили экскурсии и стояли за ди–джейским пультом, а группа «Нежные бабы» даже организовала перформанс. Две девушки чистили посетителям выставки черным кремом ботинки. Две щетки и баночки с ваксой стали частью экспозиции и проекта, заняв место под аннотацией. А рядом, на экране, разворачивалось странное действие. Две барышни в белых, как снег, одеждах пытались выбраться из грязи... Чем больше пытались, тем грязнее становились. Но это происходило в кино, на экране, а вот башмаки некоторых зрителей становились чище и чище... Директор музея Наталья Шарангович давно мечтала, чтобы в Минске появился подобный проект:


— Калининград — анклав, расположенный за двумя границами. О том, что там происходит, мы мало знаем. Можно смело сказать, что это первая крупная выставка на территории Беларуси, связанная с современным российским искусством. В данном случае один регион собрал в концептуально–авангардном плане все, что было сделано, и показал в Минске. Одно дело — прочитать в журнале или интернете, и совсем другое — увидеть в реальном пространстве выставочного зала, как этого и требует современное искусство. Так, чтобы был контакт со зрителем... Словами это не передашь. Мне показалось, что представить подобный проект, где присутствуют медиа– и видеоарт, а также концептуальная фотография, интересно.


Рассказать о работах, что показали калининградские художники, не представляется возможным. Это даже не картины и не графические листы, к которым белорусский зритель давно привык. По выставочному залу расставлены экраны — на каждом свое «кино». Тут вполне правомерно высказывание, что действительно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Мне же было интересно поговорить с Еленой Цветаевой — организатором и участником выставки, директором Балтийского филиала государственного центра современного искусства.


— Мы — федеральное государственное учреждение культуры, открывшееся в 1992 году. Сам центр находится в Москве, а с 1995–го начали создаваться филиалы: в Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Владикавказе, Томске и Новосибирске... Знаете, чем ценна для меня эта выставка? Тем, что привезли и показываем как бы итог нашей деятельности в Калининграде за 17 лет.

— Елена, с чего все начиналось?


— Пару десятилетий назад в Калининграде современное искусство понимало, может быть, пять человек. Это очень специфическая сфера культуры. Она, с одной стороны, критически относится к действительности и сразу пытается предложить пути решения злободневных вопросов, а с другой стороны, такой жанр чаще всего связан с технологиями. В нынешнем же проекте принимают участие восемнадцать авторов. Разве мало? Все свои экспозиции мы сопровождаем аннотациями, которые стараемся писать на литературном «человеческом» языке, а не искусствоведческом. Стремимся, чтобы зрители нас понимали. Мы пытались показать наш Калининград так, чтобы публика почувствовала коллизии этого города, его легенды, особенности, дух...


— Кто в основном приходит на ваши проекты?


— Естественно, молодежь, студенты — это люди активные и открытые. Ведь необязательно, чтобы современное искусство нравилось. Даже я не всегда и не со всеми нашими проектами согласна. Последнее слово всегда за публикой. Тут важны диалог, готовность вступить в дискуссию с художником.


Кстати, интереснее всего на этой выставке наблюдать за зрителями, которые пытаются прочесть сообщения, посланные калининградскими мастерами. Думается, именно этого художники и добивались.


Советская Белоруссия №227 (24364). Вторник, 3 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter