Не могу смолчать

О бдительности...
Живут два соседа. В обычном пятиэтажном доме из белого силикатного кирпича, где под окнами деревья и клумбы, но в разных подъездах. Раньше, лет пять назад, мужчины здоровались, разговаривали о погоде, ценах, политике, футболе, да и о прочих предметах любопытных. Теперь же они друг друга старательно обходят. 

Тот сосед, который на пенсии, следит за соседом, который утром на работу ходит, а вечером возвращается, и за тем, как работающий сосед выходные проводит. Следит из окна своей квартиры или с балкона. Да не просто наблюдает, а выводы делает. Увидит, что сосед сумку тяжелую несет, бросается к столу, хватает ручку и давай заявление в милицию строчить. Такого–то, мол, числа сего года мой сосед принес домой сумку весом более 10 килограммов. А так как работает он на мясокомбинате, то, скорее всего, там мясо, ветчина пряная, колбасы сыровяленые, сухие или копченые, сосиски–сардельки... Далее — точный адрес, фамилия, инициалы и телефонный номер «несуна». Свою фамилию и адрес заявитель тоже не скрывает, пишет разборчиво.

Милиция на подобные сигналы обязана реагировать. Приезжают, проверяют, но, как водится, ничего противоправного не находят. Выясняется, что нес мужчина третьего дня в черной сумке 10 килограммов картошки. С бдительным заявителем беседуют, просят не беспокоить, не отвлекать от важной работы своими письмами. Он злится, пишет следующую жалобу, но уже в прокуратуру, теперь на бездеятельность и неоперативность милиции, которые прохлопали, не задержали, не изобличили вора.

Как только сосед с мясокомбината совершает крупную покупку — холодильник, диван, телевизионную панель, горный велосипед внуку, — сразу же очередное заявление летит в милицию. Откуда, спрашивается, взялись свободные деньги? В причинно–следственных связях заявитель ориентируется хорошо. Переписка с милицией и прокуратурой и разнообразные проверки длятся уже пять долгих лет. Работнику мясокомбината впору уже место жительства менять, так его бдительный сосед достал.

Вариант второй. Зашел мужчина в бар. Подошел к стойке, заказал 150 граммов водки. Рассчитался, выпил, посидел четверть часа, сигарету выкурил, о чем–то своем подумал. Вышел из бара, сел за руль, ремень накинул и поехал домой... Видели все, кто в баре сидел, как он водку пил. Видели, как он в машину садился. Но никто не остановил, не задержал, не позвонил в милицию...

Или снял мужчина квартиру. Живет месяц, второй. В подъезде с соседями каждый день встречается. А потом ночью вдруг появляется группа захвата, дверь высаживают, арестовывают квартиросъемщика, обильно татуировками украшенного. Оказывается, этот тип уже год в розыске за убийство... И хоть бы кто узнал, заподозрил, позвонил, сообщил. Теперь удивляются.

Странно мы все устроены. Видим, понимаем, что может преступление случиться, а не реагируем. Масса примеров, когда человек промолчал, а потом случилось несчастье. Мы молчим на улице, на работе, в быту. Я про соседа рассказывать не стану, сделаю вид, что не заметил, а он про меня смолчит. Так уж мы воспитаны, искренне считая, что, если среагируем, то уподобимся доносчикам, к которым отношение в обществе резко отрицательное.

Читал недавно беседу Ф.М.Достоевского и А.С.Суворина на эту тему:

— Пошли ль бы мы в Зимний дворец предупредить о взрыве или обратились ли к полиции, к городовому, чтобы он арестовал этих людей? Вы пошли бы?

— Нет, не пошел бы...

— И я бы не пошел. Почему? Ведь это ужас. Это — преступление. Мы, может быть, могли бы предупредить... Я перебрал все причины, которые заставляли бы меня это сделать. Причины основательные, солидные, и затем обдумал причины, которые мне не позволяли бы это сделать. Эти причины прямо ничтожные. Просто — боязнь прослыть доносчиком... Напечатают: Достоевский указал на преступников... Мне бы либералы не простили. Они измучили бы меня, довели бы до отчаяния. Разве это нормально? У нас все ненормально, оттого все это происходит, и никто не знает, как ему поступить не только в самых трудных обстоятельствах, но и в самых простых...

Этому разговору более 100 лет, а что изменилось? Правда, в полицию можно не идти, теперь у каждого телефон под рукой.

Советская Белоруссия №151 (24288). Четверг, 15 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter