Теле- и радиоведущий Максим Угляница рассказал о секретах программы “Главный эфир” (Беларусь 1)

Не лицом красоваться, а дело говорить

На экране заместитель главного директора Первого национального канала Белорусского радио ведущий Максим УГЛЯНИЦА смотрится так же уместно, как и у родного радиомикрофона. Совсем недавно голос «Радиофакта» стал лицом программы «Главный эфир» на Беларусь 1. После нескольких эфиров с его участием «СГ» поспешила узнать о том, почему Максим взялся покорять новую вершину — телевидение — и какие эмоции испытывает в этой ипостаси.

— Максим, забрасывать якорь на телевидение для вас не впервой. Вы работали корреспондентом АТН, время от времени были ведущим на Беларусь 24. С другой стороны, у вас успешная карьера на радио, хорошая должность. Приход в «Главный эфир» — это желание получить новые эмоции или амбиции требуют большего?

— Скорее, якорь забрасывал не я, а на меня. Впервые на Белорусском телевидении появился в классе третьем. Занимался в театральной студии, где мы записывали свои программы, снимался в «Калыханцы». В 10-м классе даже написал сценарий, по которому сняли детскую передачу на пять минут. Позднее меня периодически приглашали в информационно-аналитические проекты, и я соглашался. Все же возможность получить дополнительный опыт дорогого стоит. Вместе с тем к телевидению всегда относился спокойно, в то время как рядом со мной находились люди, которые к этому очень стремились, но у них не складывалось. И я как-то задумался: может, поэтому и зовут?..

Владимир Познер не перестает повторять, что на телевидении нужно работать только тем, кто обладает способностью «пробивать экран». Зритель должен думать, что ведущий рассказывает что-то только ему. У многих моих коллег это выходит. Получается ли у меня, понятия не имею. Я до сих пор не нравлюсь себе на экране. И первые «Главные эфиры» целиком стал смотреть не сразу, перематывал. 

— Максим, на телеэкране выглядите невозмутимо, словно всю жизнь за телебаранкой. Признайтесь, внутри эмоции зашкаливают?

— Волнение присутствует даже во время радиоэфира. Удивительно, лет 15 назад, когда еще студентом впервые сел за микрофон, я был спокоен. А теперь, казалось бы, все знакомо, а ты переживаешь… Наверное, пришло осознание большей ответственности за то, что делаешь. На телевидении, если можно так сказать, тревожность в разы больше. На радио ведь тебя не видно, а здесь камеры, но я стараюсь об этом не думать.

— Можете ли вы влиять на содержание «Главного эфира»?

— Конечно, нет высеченного в граните плана, по которому строго следует действовать. Руководители этого проекта настраивают ведущих на то, чтобы те предлагали новые идеи, которые могут оживить программу. Во время моего первого эфира был репортаж из клубничной столицы Беларуси лунинецкой деревни Дворец. Корреспонденты подробно рассказывали о том, почему клубника не всегда добирается до Минска, о цепочке ценообразования. С утра в воскресенье перед эфиром я подумал, почему бы не съездить на Комаровский рынок, узнать, сколько стоит ягода, купить в студию. Мы с Полиной Шубой в кадре это интересно обыграли. А однажды с утра мы выехали в поле записывать «въезд в программу», так увлеклись творческим процессом, что вернулись только в 16 часов.

Не секрет, что вопросы, которые ведущие задают визави, готовятся редакторами программы. Но для меня это всего лишь канва, я всегда стараюсь найти какую-то информацию по теме, разобраться, привнести что-то свое. Сами для себя ведущие часто пишут и текст подводок к репортажам.

— На Белорусском радио вы руководитель, а над программой «Главный эфир» работает большая команда. Легко находите общий язык с коллегами?

— Нет проблем. В паре с Полиной Шубой в эфире раньше быть не доводилось, и поначалу у меня возникали сомнения, сойдемся ли в кадре. На деле работать с ней легко, постоянно мне что-то советует и подсказывать будет еще долго, потому что я все-таки только вхожу в курс дела.

— В программе «Главный эфир» три пары ведущих. Эфир раз в месяц. Не маловато для вас?

— С большой популярностью не сталкивался, но уже успел уяснить — это того не стоит, не будет потом никакой личной жизни. Некоторые ведущие говорят прямо: «Телевидение хорошо тем, что можно лицом светить». У каждого своя мотивация, кто-то зарабатывает своим именем и лицом на корпоративах. Все-таки нужно задумываться не только над тем, что такое телевидение для тебя, но и кто ты для телевидения. Для меня работа здесь прежде всего журналистика. Просто информация доносится до адресата, зрителя, с помощью картинки.

— Максим, давайте проследим логическую цепочку: вы на радио, на телевидении, выкладываете свои журналистские наблюдения в социальных сетях. Выходит, в рамки одной площадки вписаться не можете и посягаете на блогосферу?

— Не так давно на Первом национальном канале Белорусского радио появилась программа «Радиоблог», где мы делимся своими наблюдениями. Поэтому частично я стараюсь писать туда. В соцсеть я выкладываю то, что может быть интересно моим друзьям, иногда для эфиров это мелковато, иногда что-то заимствуется.

— Находясь в должности директора дирекции информационного и общественно-политического вещания главной дирекции Первого национального канала Белорусского радио, какие требования предъявляете к содержанию этого сегмента передач?

— Конечно, в радиоэфире я появляюсь сейчас меньше обычного, но уверен, что руководители обязательно должны быть практиками. Во-первых, всегда напоминаю коллегам, что информация должна быть действительно важной, сейчас очень много мусора, надо уметь вычленять из информационного потока главное. Во-вторых, событие нужно подавать так, как бы ты рассказывал о нем своим друзьям, но не злоупотребляя разговорным стилем. Это должна быть качественная публицистика. Порой новость подается настолько заштампованно, непонятно, зачем приняли то или иное решение, что от этого изменится. Мы живем во время, когда об одном и том же событии рассказывают десятки СМИ, и нужно взять своего слушателя хотя бы формой. Объективно, что у государственных СМИ свои задачи, и манипулировать кликабельными заголовками и сообщениями, из-за которых люди порой отворачиваются от медиа, мы не можем, но и игнорировать веяния времени тоже не вправе.

— Вы строгий руководитель?

— В этой должности я всего с января и пытаюсь строгость в себе развивать. Кто-то из российских телеменеджеров сказал, что в любых СМИ должна быть дисциплина. Согласен. Да, журналисты люди творческие, но, скажем, на радио нужно, хочешь того или нет, соблюдать технологию: каждый час новостной выпуск должен выйти в строго отведенное время, нельзя пропустить такое-то событие и так далее.

— Ну а чем собираетесь удивить слушателей Первого канала Белорусского радио в новом сезоне?

— Из новых проектов — программа «Социальная сеть», где будем рассказывать о том, что происходит на страничках Первого канала в соцсетях, озвучивать какие-то комментарии о радиопрограммах. Будет чуть больше новостей. Между основными выпусками, которые выходят каждый час, намерены очень кратко рассказывать о том, что и где случилось. Из новинок — программа «Мой город», наши журналисты посетят белорусские города и, привлекая к беседе их жителей, расскажут, чем примечательны эти места.

— Достаточно ли внимания будет уделяться сельской жизни в предстоящем сезоне?

— Мы стараемся во всех программах раскрывать эту тему. Недавно, к примеру, мы провели акцию «Жниво-онлайн». С 5 утра до 11 вечера наши корреспонденты были на полях, ездили в комбайнах, общались с теми людьми, которые прямо или косвенно задействованы в уборке хлеба — с комбайнерами, с теми, кто следит за их здоровьем, готовит еду.

— Максим, спасибо за интересную беседу! Удачи!

v.v.korshuk@gmail.com

Фото Сергея ЛОЗЮКА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter