Не хочу учиться!

После каникул учителя недосчитываются учеников
О том, что 15–летняя Аня 1 сентября не появилась на уроках, в инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД Могилева узнали от педагогов. Родителям девочки это было совершенно безразлично. Сама же юная прогульщица категорично заявила инспектору, что в 9–й класс не пойдет ни за какие коврижки: «Хватит, и так 8 лет зазря в школу таскалась, больше мне там делать нечего!» Девятый класс Аня все же окончила. Правда, для этого сотрудник ИДН и школьный социальный педагог каждое утро в половине восьмого лично поднимали ее с постели и за руку отводили в класс.

Решаются на такой поступок дети разного возраста и по разным причинам.

— Разумеется, в числе злостных прогульщиков больше подростков из неблагополучных семей, где родители чаще поглядывают в рюмку, чем на собственных детей, — вздыхает старший участковый инспектор по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД Валерий Тарасенко. — У той же Ани, которая начала пропускать занятия лет с 12, мать пьет, отец сидел в тюрьме, сама она почти год живет с парнем, насилу получила базовое образование и уже ждет ребенка.

Несколько лет назад был такой случай: две 14–летние подружки, могилевчанки, не явились после каникул в школу. Опять–таки тревогу забили педагоги. Родители исчезновения детей, отсутствовавших дней 10, даже не заметили! Как выяснилось позже, на каникулах знакомые парни пригласили девчонок в гости — отдохнуть в крутом коттедже под Бобруйском. Коттедж на деле оказался заброшенной деревенской хатой без удобств, где не было ни крошки хлеба, ни куска мыла. Молодежь гуляла несколько дней, пока были деньги. Когда они закончились, кавалеры исчезли, забыв в деревне девчонок. Без копейки в кармане, добраться обратно домой подружки не могли. В школу они все же пришли. Примерно через месяц (в Могилев их привезли милиционеры). Остриженные наголо. В деревне они подцепили педикулез.

Увы, бегают от школы не только дети из неблагополучных семей. В той же ИДН Ленинского РОВД Могилева хорошо помнят мальчишку, который всего несколько раз сходил в первый класс. Ни мать, ни отец — оба толковые, непьющие, работящие люди, уговорить сына продолжить обучение так и не смогли. В классе, куда они в прямом смысле слова силком тащили сына, тот после их ухода задерживался не больше 10 минут. Любая попытка педагога его остановить заканчивалась истерикой и нервным срывом. В итоге родители сдались. Сейчас парень уже взрослый, но у него нет аттестата даже о базовом образовании. А недавно в ИДН пришла вся в слезах интеллигентная женщина: «Помогите, не знаю, что делать. 1 сентября на носу, а дочь и слышать об учебе ничего не желает, твердит: «Не пойду!», и все тут. Ей 17 лет, отличница, активистка, в лицее на хорошем счету была, да познакомилась с каким–то парнем из училища, он ее с толку и сбил. Для дочки теперь превыше всего любовь, «не хочет учиться, а хочет жениться...»

— Лет 10 назад вообще был вопиющий случай. Обратился к нам директор одной из могилевских школ, крепко озабоченный тем, что один из третьеклассников не появляется на уроках, — вспоминает начальник ИДН Ленинского РОВД Могилева Михаил Сосонко. — С родителями ребенка педагоги, разумеется, поговорили, но почему–то объяснение мамы и папы 9–летнего мальчишки (те заверили, что на летних каникулах отвезли сына к бабушке в деревню, где он в сентябре и пошел в школу) их не удовлетворило. В общем, собрались мы и с директором поехали в деревню к бабушке. И застали потрясающую картину. 9–летний ребенок, вместо того чтобы вместе со сверстниками утром идти в школу, пас на лугу буренок. «А что тут такого?! — искренне удивилась бабушка. — Пусть с детства приучается к труду, деньги зарабатывает, а школа никуда не денется!» К счастью, с годами таких фактов становится меньше и немалая заслуга в этом педагогов, тщательно следящих за судьбой каждого своего ученика. Стоит школьнику 3 дня по неуважительной причине пропустить уроки, как учителя тут же сообщают об этом в милицию.

Своих «неблагополучных» социальные педагоги могилевской СШ N 4 обошли еще недели за две до начала нового учебного года. Посмотрели, готовятся ли дети к школе, поинтересовались, не нужна ли помощь.

— Ребята, склонные к разного рода нарушениям, а таких из 822 учеников наберется десятка два, у нас на особом учете, — рассказал мне директор школы Виктор Мешков. — Их судьба нам небезразлична, вот и стараемся заинтересовать, чем можем: спортом, работой на компьютере. На каникулах дали возможность подзаработать: они настилали в классах полы, благоустраивали пришкольную территорию, за что и получили каждый примерно по 90 тысяч рублей.

Специальной статистики насчет того, сколько учеников после каникул не является на занятия, в управлении образования Могилевского облисполкома не ведут.

— Таких фактов — единицы, в каждой школе точно знают, сколько детей, в том числе и первоклашек, переступит порог их учебного заведения 1 сентября, — уверен начальник управления образования Олег Кулаковский. — Даже если семья незадолго до нового учебного года сменила прописку, ребенок не останется вне поля зрения учителей. Если он почему–то не появился на уроке, педагоги это непременно должны заметить. И тут же узнать, по какой причине отсутствовал: заболел, прогулял тайком от родителей или с их согласия. И в зависимости от этого думать, как дальше быть с таким учеником.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter