Руководители хозяйств, признанных банкротами, напрасно надеются остаться в них антикризисными управляющими

«Не хочешь выбираться из трясины долгов? Оставайся в «болоте»

Руководители хозяйств, признанных банкротами, напрасно надеются остаться в них антикризисными управляющими


О ТОМ, что в стране 372 сельскохозяйственных предприятия находятся в критическом финансовом положении и камнем тянут вниз экономику отрасли, уже известно. Мало того, на государственном уровне четко прописана и начала реализовываться схема вывода этих запутавшихся в долгах хозяйств из тупика. Уже поздно анализировать, почему эти предприятия попали в список потенциальных банкротов, пришло время конкретных действий. И регламентирует этот путь Указ № 253 Президента страны «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций».

О том, как он будет работать конкретно в Могилевской области, — беседа с заместителем председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Татьяной МОРОЗОВОЙ.



— Татьяна Петровна, каковы основные нормы Указа, главный вектор, определяющий сельхозпредприятиям направление к выходу из безнадежного положения?


— Указом намечены два варианта развития событий для устойчиво неплатежеспособных предприятий. Общий их список будет с помощью серьезных методик и расчетов проанализирован, составлены два перечня. Первый для тех, кто все-таки сможет доказать свою жизнеспособность, используя имеющийся экономический, производственный, кадровый или любой иной потенциал. Эти предприятия будут оздоравливаться досудебно, используя преференции, которые заложены в Указе. В этом случае начнет действовать система рассрочек и отсрочек долгов, предприятие станет осуществлять производственную деятельность, финансируя свои производственные циклы, получая шанс наращивать объемы прибыльной продукции и иметь возможность выплачивать долги. Все для того, чтобы со временем перейти в ранг экономически здоровых организаций.

Во второй перечень попадут организации, в отношении которых экономическим судом будет возбуждено дело об экономической несостоятельности (банкротстве). Выход у банкрота только один, и его определяет суд исходя из анализа представленных антикризисным управляющим реестров и ревизий долгов и плана санации. В случаях полной безнадежности предполагается ликвидация. Пока рано говорить, сколько сельхозпредприятий будет во втором перечне подлежать санации либо банкротству, сколько в первом — оздоравливаться.

— Какие предприятия области в этих списках, сколько их вообще?

— Организаций, которые имеют устойчивый характер неплатежеспособности либо приобретают такой характер, у нас 54. Только в пяти районах все сельхозпредприятия поддерживают свою экономическую состоятельность — в Белыничском, Горецком, Кличевском, Круглянском и Мстиславском. В Осиповичском, Могилевском и Чаусском по шесть устойчиво неплатежеспособных организаций, по пять — в Дрибинском, Климовичском и Глусском. На эти районы ляжет самая большая нагрузка по реабилитации. В этом плане показателен и Могилевский район. Потому что здесь, наряду с сильнейшими, есть и очень слабые в финансовом плане — это те же открытые акционерные общества «Борок-агро», «Экспериментальная база «Дашковка». Попали в этот список и крупнейшие овощеводческие предприятия — из года в год убыточно работало акционерное общество «Фирма «Вейно». Несколько крепче стоит на ногах фирма «Кадино», но, тем не менее, тоже не может свести концы с концами. Но пока в области нет сельхозпредприятий, кроме агрокомбината «Приднепровский», которые формально по статусу можем определить банкротами.

— Распределение по двум перечням неплатежеспособных организаций — это лишь первый шаг, надводная часть айсберга. Основные нормы Указа начинают работать уже после установления «диагноза»?

— С 1 августа все организации еще единого списка устойчиво неплатежеспособных начали составлять бизнес-планы досудебного оздоровления. И пока еще никто не может сказать, в какой из перечней они попадут. Преференции, заложенные в Указе, будут использованы в бизнес-плане с учетом его производственной программы. Технологию и производственные возможности никто не отменял, и рассчитывать на внутренний потенциал в бизнес-плане досудебного оздоровления не можно, а нужно. И я думаю, каждый здравомыслящий руководитель должен мобилизовать все силы на создание подобной работоспособной программы. Уже в финансовой части бизнес-плана будут рассчитаны денежные потоки с учетом всех рассрочек и отсрочек, которые Указом предусмотрены. И после того как предприятия выйдут на финальные показатели коэффициентов платежеспособности, остатка собственных денежных средств и потоков наличности, мы можем узнать, как им быть – либо продолжать функционировать в рамках законодательства, реализуя мероприятия по досудебному оздоровлению, либо ожидать по решению суда санации или ликвидации.

— Создание подобного бизнес-плана — это настоящий мозговой штурм, в первую очередь с участием высококвалифицированных экономистов. Есть ли у сельхозпредприятий кадровый потенциал для выполнения этих расчетов?


— Хочу на это надеяться. В каждой организации прежде всего детально должна быть проработана производственная часть плана. Работа идет под руководством районных управлений по сельскому хозяйству и продовольствию. Предварительная защита этих программ уже состоялась в большинстве районов. Это первый этап составления бизнес-планов, он состоит из двух частей: первая — анализ работы, вторая — производственный план, на основе которого будут строиться дальнейшие расчеты — и доходы (выручка), и затраты (расходы) на производство при этих технологиях. Горизонт расчета 6 лет — до 2021 года включительно. Состоялось несколько семинаров-совещаний. Недавно в Осиповичах прошло важное совещание, где присутствовали 160 человек — представители районов и сельхозорганизаций. Мы подробно обсудили расчеты и таблицы бизнес-плана. На каждом натыкались на какие-то проблемы. Много вопросов задавали главные экономисты, главные бухгалтера предприятий. Когда считаешь и реально интересуешься, их возникает много. Но радует, что люди заинтересованы и стараются разобраться в этой сложной системе расчетов.

— Татьяна Петровна, насколько бизнес-планы будут жизнеспособны?


— Если все сделать правильно — обязательно выйдешь на реальный, а не фиктивный результат. Кроме того, бизнес-планы досудебного урегулирования проходят три уровня защиты. Первый — райисполком. Райсельхозпроды сейчас их контролируют и принимают первичное решение по отнесению предприятия в первый или второй перечень. После 1 сентября у них 10 дней на рассмотрение и публичное обсуждение расчетов. С 15 сентября над бизнес-планами начинает работать областная комиссия по экономической несостоятельности (банкротству). В ней — работники финансового комитета, комитета по банкротству, облсельхозпрода. На этом этапе рассмотрения мы тоже имеем полное право рекомендованное райисполкомом сельхозпредприятие из первого перечня отнести во второй, если увидим нежизнеспособность бизнес-плана. После этого мы готовим проект решения Совмина. И на этапе обсуждения и согласования проекта опять-таки возможно отнесение организации из первого во второй перечень, и наоборот. То есть бизнес-планы должны быть предельно качественными и жизнеспособными, их задача — безошибочно прочертить линию выхода из финансового тупика.

— Знаю, что процедуру банкротства некоторые ожидают как блага. Иные руководители сосредоточены не на том, чтобы разработать реальный план выхода из кризиса, а подвергнуть предприятие процедуре банкротства и дальше управлять на доверительной основе вместо антикризисного управляющего…


— Попадание предприятия в банкроты — это освобождение руководителя от должности. С даты возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в самом начале — в защитном периоде — назначается антикризисный управляющий, и с прежним руководителем прекращаются трудовые отношения.

— Откуда берутся антикризисные управляющие на местном уровне?


— Они готовятся учреждениями образования Республики Беларусь. Ведет их учет на местном уровне после аккредитации облисполкомом комиссия по предупреждению экономической несостоятельности (банкротству). Соответствующим образом осуществляется программа подготовки на базе Белорусской государственной сельхозакадемии. Кроме того, с прошлого года организована на базе Белорусско-Российского университета подготовка антикризисных управляющих из числа тех специалистов, которые имеют опыт работы в сельхозпроизводстве. Уже подготовлено 17 человек. Это универсальные специалисты, которые могут работать в любой отрасли. Но все же в сельхозпроизводстве необходимы специальные знания и опыт.

— Татьяна Петровна, давайте вспомним известные строки детского стихотворения Чуковского: «Ох, тяжелая это работа — из болота тащить бегемота»…


— Все в наших руках. Ничего нет сложного и невозможного. Надо работать, думать, просчитывать. Указ, о котором мы говорим, убеждена, должен стать прорывным для сельского хозяйства. Того «бегемота», который сам не хочет выбираться из трясины долгов, придется оставить в «болоте». И этот сценарий тоже подробно регламентирован Указом. Придется избавиться от балласта — это не жесткие меры, а объективно оправданные. А для тех, кто готов побороться за жизнь, нормы Указа — это реальная рука помощи.

Диана ГАРАНИНОВА, «СГ»

gardiana@tut.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter