Эту тему врачи называют больной... Увы, статистика неумолима: в этом плане дисбаланс между сильной и слабой половиной очень ощущается. К примеру, средняя продолжительность жизни на 11 лет меньше, значительно выше уровень сердечно-сосудистых заболеваний в трудоспособном возрасте. Какие факторы играют не на пользу долгой, здоровой жизни? Разбираемся вместе с заместителем директора по оргметодработе РНПЦ «Кардиология» Александром Владимировичем ПАЦЕЕВЫМ.
— В Беларуси, как и других странах бывшего СССР, проблема гиперсмертности мужчин начала формироваться еще в 90-е годы. Для нас эта проблема тоже характерна. Наблюдается значительная разница между средней продолжительностью жизни у мужчин и женщин. Согласно данным за 2015 год, у сильной половины она составила 68,6 года, а у слабой — 78,9! Неужели природа несправедлива? Нет, скорее, сами люди не особо пекутся о своем здоровье. Но я буду акцентировать свое внимание именно на мужском. Мы наблюдаем, что заболеваемость среди лиц трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения значительно выше. Чем это обусловлено? Факторами риска, их распространенностью, длительностью влияния. Это не абстрактные слова. За ними стоят вполне конкретные примеры. За последние 35 лет заболеваемость органов системы кровообращения в целом по республике возросла в 35 раз. Это говорит о том, что у нас повысился уровень диагностики. Ведь при возросших цифрах мы говорим о снижении смертности от болезней системы кровообращения (БСК).
Часто можно услышать, что БСК молодеет. Но я бы так не сказал. Что касается инфаркта миокарда, у нас наблюдается снижение заболеваемости по всем возрастным группам, за исключением 70-летних и старше. За 20 лет у мужчин она уменьшилась на 3 процента, а по трудоспособному — на 14! Правда, у женщин еще больше — соответственно 16 и 29 процентов. Самая основная проблема в том, что это наиболее выражено в трудоспособном возрасте. Если взять данные за 2015 год, то увидим, что в возрасте 50—54 года разница между смертностью мужчин и женщин составила 9,6 раза. Мы получили положительный результат в ходе реализации госпрограммы «Кардиология». За пять лет смертность от БСК снизилась на 5 процентов, на 16 — в трудоспособном возрасте.
В Беларуси среди факторов риска заболеваемости БСК на первое место у мужчин выходит алкоголь — 21 процент, табак — 19,7, гипертония — 16 и высокий уровень холестерина — 13 процентов. Высокий индекс массы тела, недостаточное употребление овощей и фруктов — 7—8 процентов. Недостаточная физическая активность — 5 процентов. Не много? Но на самом деле за этим стоят жизни людей и достаточно высокий уровень смертности. У женщин же «лидирует» артериальное давление — 18 процентов, затем уровень холестерина, высокий индекс массы тела и ожирение.
В 2011 году были опубликованы исследования, в которых говорилось, что в мужской смертности алкоголь виноват в 28 процентах случаев. Если реально убрать его, мы бы снизили на четверть смертность от болезней сердечно-сосудистой системы! Не менее плачевна ситуация и по употреблению табака. Курение становится причиной летальных исходов в 35—50 процентах. Только представьте, когда в европейских странах было запрещено курение в общественных местах, через 6 месяцев уровень заболеваемости инфарктом миокарда снизился на 17 процентов! И здесь речь идет прежде всего о так называемых пассивных курильщиках. В нашей республике также активно идет антитабачная и антиалкогольная кампании, и мы, кардиологи, поддерживаем их. Причем часто пациенты задают вопрос: а правда ли, что алкоголь в малых дозах даже полезен для сердца и сосудов? Если брать ишемическую болезнь в целом, то положительных эффектов нет. Доза ограничивается 15—30 миллилитрами чистого алкоголя в сутки. Но редко кто ограничится такой дозой... На самом деле алкоголь — токсическое вещество, продукты распада которого вызывают серьезные проблемы всех органов и систем. Это яд, и об этом надо говорить. Лучше вообще избегать употребления крепких алкогольных напитков.
Но можно ли говорить о том, что должны быть особые меры по снижению заболеваемости мужчин? Факторы риска для всех одинаковы, мы должны говорить о том, что должна быть общая политика по их снижению. Профилактика должна зависеть не только от медиков, надо, чтобы общество начало относиться к этому по-другому, начиная с подросткового возраста.
Что касается сельских пациентов и их здоровья. Средняя продолжительность жизни у них на четыре с половиной года меньше, чем у городских. За счет чего такой небольшой перекос? Наверное, больше все тех же факторов риска — алкоголизма, влияния внешней среды. Я бы не стал говорить, что доступность медпомощи на селе хуже. У нас создана этапная система по всем направлениям. Если пациент по каким-то причинам не может получить определенные услуги на первичном этапе, ему их окажут на межрайонном, областном или республиканском уровне.