Недавно суд Новобелицкого района Гомеля вынес приговор по уголовному делу о нарушении ПДД. Смертельное ДТП случилось в начале августа: пьяный водитель ехал по дороге Хутор — Гомель со скоростью около 157 километров в час. На пешеходном переходе совершил наезд на велосипедиста. От полученных травм тот скончался на месте. Чтобы не допустить подобного, представители Госавтоинспекции регулярно проводят рейды по контролю за соблюдением ПДД. К одному из таких рейдов с сотрудниками ГАИ Гомельской области присоединился корреспондент «СГ».
Инспектор по дознанию батальона ДПС ГАИ УВД Гомельского облисполкома капитан милиции Сергей ДОРОХ.
Из райцентра Ветки в сторону гомельской трассы выезжаем со старшим инженером отделения по эксплуатации автоматизированных систем ГАИ УВД Гомельского облисполкома старшим лейтенантом милиции Денисом Дубиковским и инспектором по дознанию батальона ДПС ГАИ УВД Гомельского облисполкома капитаном милиции Сергеем Дорохом.
Не успев выехать из райцентра, останавливаемся — девушка переходит через дорогу, хотя ни светофора, ни пешеходного перехода там нет. Зебра расположена в 20 шагах отсюда.
— Но ведь до нее нужно дойти! — причитает Ирина. — Зачем делать круг? Все равно мне в другую сторону.
Такие отговорки нас не устраивают. Делаем нарушительнице устное замечание, приводя в пример трагические случаи таких же «смышленых» пешеходов, и напоминаем про необходимость носить фликер в темное время суток.
Выехав за город, на обочине с помощью измерителя скорости инспекторы начинают проверять проезжающие мимо автомобили. Долго ждать не приходится: за превышение допустимых «км в час» останавливаем белый «Вольво». За рулем — девушка лет 25, на заднем стекле машины — наклейка «70». А прибор показал 78…
— Как давно получили права? — уточняет Сергей Дорох.
— Два месяца назад, — виновато отвечает Дарья.
— Отчего же нарушаем?
— Ну, так вышло…
Документы у автоледи в порядке. Выписываем штраф — 0,5 базовой величины, наставляя чаще следить за спидометром.
А вот Ивана Николаевича на серой «Мазде», по его же словам, учить пользоваться прибором для измерения скорости не нужно.
— Какое превышение? Ничего я не превышал! Мы с женой наблюдали за спидометром, все нормально было!
Водитель может говорить все, что хочет, но ясно одно: прибор врать не будет. Однако, если водитель не согласен с мнением инспектора, он может обжаловать его. Зато отсутствие техосмотра у спорящего точно не требует разбирательств. Звучат нелепые оправдания: мол, машину только купил. Приходится оплачивать штраф.
Дальше рейд идет своим чередом. Сотрудники ГАИ выборочно останавливают проезжающие легковушки, проверяют документы и, удостоверившись в их соответствии, желают водителям счастливой дороги.
Еще одна остановка связана с затонированным задним стеклом легковушки. Правилами это запрещено. И хоть все документы у владелицы авто в порядке, штраф ей выписывают.
– Случается, останавливаем пьяных, — рассказывает Сергей Дорох. — Только водитель открывает окно — сразу слышно, даже без алкотестера, что человек сел за руль нетрезвым.
Чаще нетрезвые попадаются, как правило, в ночное время.
— Иногда родственники, друзья сами звонят и сообщают, что их близкий сел за руль пьяным, — дополняет Денис Дубиковский. — Тогда мы выезжаем на поиски машины по городу или району. Один раз пришлось гнаться за таким лихачом, для которого скорость оказалась дороже жизни. Догнали, выписали штраф, лишили водительского удостоверения. А он еще долго не мог понять, как узнали, что он нетрезвый. Естественно, личность «информатора», как и то, что о нем рассказали, ему не озвучили.
К слову, выпивших за рулем достаточно. За январь — октябрь на дорогах республики задержали 13,5 тысячи нетрезвых водителей. Не пугает их даже суровое наказание. Если алкогольное опьянение от 0,3 до 0,8 промилле, нарушителя лишают водительского удостоверения на три года и выписывают штраф 100 базовых величин (БВ). Более 0,8 промилле — лишение прав на пять лет и штраф 200 БВ.
Даже опытные инспекторы бывают шокированы. Один водитель сел за руль, приняв наркотическое вещество.
— Когда его вывели из машины, зрачки закрывали всю роговицу и действовал он явно неадекватно, — вспоминает Сергей Дорох. — Хорошо, что вовремя остановили.
А наш рейд с экипажем ГАИ длится почти до полуночи. С наступлением сумерек инспекторы обращают внимание на использование пешеходами световозвращающих элементов.
К слову, с октября камеры видеофиксации правонарушений на дорогах начали контролировать не только скорость автомобилей, но и наличие разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Они работают как в столице, так и в регионах.
ЦИФРЫ
По данным Белтехосмотра, за октябрь выдали более 97 тысяч разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 15,6 процента больше этого показателя за аналогичный период прошлого года. Больше всего физлицам — 75 996 (78,3 процента от общего количества). Всего за январь — октябрь выдано 1 147 413 разрешений.
grudnitskiy@sb.by