О классическом форуме «Белорусская музыкальная осень»

Не будите спящего спонсора

Дирижерскую палочку от завершившегося VIII Международного фестиваля Юрия Башмета принял другой классический форум «Белорусская музыкальная осень». И тот и другой проходят на одной и той же площадке в Белгосфилармонии. И на первом, и на втором прозвучали в первом исполнении произведения белорусских композиторов Валерия Воронова, Вячеслава Кузнецова и Виктора Копытько. Только если на фестивале Башмета перед филармонией спрашивали — а нет ли лишнего билетика, то на открытии «осени», мягко говоря, было немноголюдно.


Тот редкий случай, когда на сцене людей вместе с хоровой капеллой, симфоническим оркестром было больше, чем в зале. Ну или, по крайней мере, поровну. Лично я чувствовал себя неуютно — редкое чувство при посещении филармонии. Хоть ты сам выходи да играй, чтобы не испытывать такого тотального дискомфорта. Для первого дня открытия международного (!) фестиваля искусств случай, как мне кажется, вопиющий...


«Белорусская музыкальная осень», к сожалению, не может похвастаться таким количеством спонсоров, как любимое дитя Ростислава Кримера. Разница в бюджетах, думаю, в несколько нулей. Понятно, что и аншлаг топовым концертам программы вместе с обычной публикой, отдавшей за Пендерецкого или Венгерова последние гроши, обеспечивает и спонсорская аудитория, от которой по всему залу расходятся круги. В этом нет ничего страшного и зазорного. Наоборот, замечательно, что коллектив какой–нибудь популярной табачной компании или банка дает своим сотрудникам возможность посетить симфонический концерт, справедливо считая, что такое мероприятие усиливает корпоративный дух не хуже, чем выезд на природу или коллективная прогулка на лыжах. Кто платит, тот и заказывает музыку. Но все же иногда, пьянея от коктейля из дорогого парфюма и глядя на вечерние наряды дам, думаешь, что пришли они не музыку послушать, а всего лишь «выгулять» платье или продемонстрировать свой временный статус. А как плавно сходит улыбка с их лица, когда они сидят в зале? Какая полусонная дрема незаметно наступает в партере. Для кого–нибудь из студентов, преподавателей, музыкантов, актеров посещение концерта Пендерецкого могло бы стать событием, перевернувшим жизнь, а тут — просто приятно проведенный вечер.


Вот бы и визиты на «Белорусскую музыкальную осень» наши спонсоры и влиятельные люди считали таким же престижными и статусным. Сразу две премьеры выкатил оркестр Анисимова в день открытия: симфонию № 5 Вячеслава Кузнецова, чей «Витовт» недавно зазвучал на сцене Большого театра оперы и балета и «Концерт для клавира с оркестром» Виктора Копытько. Музыка прекрасная, зоркая, пластичная, если уж говорить понятным рыночным языком, «ничем не уступающая западным аналогам». Оба композитора присутствовали на премьере своих сочинений. Что подумали, глядя в полупустой зал? Или уже привыкли к такому невниманию у себя дома?


Набивший оскомину призыв «любить свое» — вопрос не прибыли, а самоуважения. А его — скажу, может, чересчур резко — как не было, так и нет. Вернее, подточенное гламуром и шансоном, оно совсем куда–то пропало. В чести — хозяева жизни, завсегдатаи казино и победители хит–парадов. Потому мы и чувствуем себя вечно вторыми, гостями у себя же дома на фестивалях. Готовы выдержать любой звездный каприз заезжего гостя, только чтобы о нас не подумали плохо те, кому до нас, по большому счету, дела нет, кто видит Минск только между аэропортами и вокзалами.


Что же делать филармоническим работникам, чтобы заинтересовать публику местным продуктом? Выкатывать меломанам в зал блюда радзивилловской кухни, пообещать стриптиз в антракте, в самом деле, открыть в недрах собственную баньку и чтобы парили там всех желающих Кузнецов, Копытько и другие композиторы? И при этом еще исполняли старинные волжские романсы и угощали раками с пивом? Вот это и будет воплощенная мечта кассира о высоком искусстве. А музыку можно и дома послушать по радио.

 

Советская Белоруссия №196 (24333). Четверг, 17 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter